Президенту Турции Реджепу Эрдогану придется провести либерализацию, чтобы выжить

Режим сделал все возможное

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, кажется, готов пойти на самые крайние меры в ответ на сорванный переворот. Тем не менее Турция может быть вынуждена провести либерализацию после попытки военного переворота и чисток Эрдогана. История показывает, что перевороты, как успешные, так и неудачные, повышают вероятность демократизации в авторитарных странах.

Защититься от переворота

Результаты исследования, проведенного Клейтоном Тайном из Университета Кентукки и Джонатаном Пауэллом из Университета Центральной Флориды, показали, что в странах, где перевороты оказались успешными, «у лидеров есть стимул быстро провести демократизацию с целью установления политической легитимности и обеспечения экономического роста». А в таких странах как Турция, которые пережили неудачные военные перевороты, эти события являются «заслуживающими доверия сигналами о том, что лидерам необходимо провести существенные реформы, чтобы остаться у власти».

Эрдоган уже давно принимал меры для того, чтобы защититься от переворота. В первую очередь он усилил полицию за счет традиционно секуляристских военных. В МВД Турции - порядка 190 тыс. офицеров, что составляет порядка трети от размера армии. Это хорошо обученные и хорошо оснащенные подразделения, которыми руководят люди, лояльные к режиму.

При Эрдогане роли отдела полицейской разведки и национальной службы разведки в MIT возросли. Они также оказались заполнены лоялистами. Режим сделал все возможное, чтобы искоренить политические разногласия в вооруженных силах, а систематические ограничения СМИ дали Эрдогану больший контроль над тем, что видит и слышит турецкая общественность.

Форма внесудебного наказания

Некоторые из этих мер работали. Заговорщики не нашли поддержки в армии за пределами своей собственной фракции, а верная режиму полиция выступила против мятежных воинских частей. Медиа-стратегии тоже сделали свое дело: именно светская телекомпания первой предоставила возможность Эрдогану обратиться к народу в ночь переворота.

Эрдоган явно решил не рисковать. В четверг 9.194 человека были арестованы, по данным газеты Hurriyet. Порядка 1000 из них оказались сотрудниками полиции - президент не доверяет даже лояльным силам. Наряду с 7.500 арестами в армии, были зафиксированы десятки тысяч увольнений и задержаний в системе образования, судебном и правительственном аппаратах. Эрдоган, обвинивший в подготовке переворота своего давнего противника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США, скорее всего опирается на списки сторонников религиозного деятеля. В системе образования он, кажется, пытается искоренить секуляризм и, возможно, планирует заполнить ее более религиозными и лояльными преподавателями.

В четверг он ввел трехмесячный режим ЧП, который по существу вводит прямое президентское правление, давая Эрдогану силы, недостаток которых он испытывает из-за ограничений, накладываемых конституцией. Турция также приостановила свое присоединение к Европейской конвенции о правах человека. Вероятно, это означает, что будет применяться некоторая форма внесудебного наказания. Все это отпугивает инвесторов, которые сбрасывают турецкие облигации. Лира резко упала, а произошедшие чистки послужили поводом для разговоров о том, что Эрдоган может создать исламскую республику.

Демократизация Турции

Эти меры, на первый взгляд, не дают оснований полагать, что неудачная попытка государственного переворота станет поводом для демократизации Турции. И все же демократизация является более вероятным итогом в долгосрочной перспективе.

Работая с данными обо всех удавшихся и не удавшихся переворотах в авторитарных странах в период с 1950 по 2008, Тайн и Пауэлл выяснили, что успешные перевороты способны обеспечить шок, который необходим, чтобы столкнуть авторитарный режим с пути репрессий. Неудачные перевороты часто имели такой же эффект, поскольку даже справившись с путчем, лидер не может быть уверен в том, сколько заговорщиков еще осталось на свободе и что случилось с их настроем.

Тайн и Пауэлл использовали индекс Polity IV для измерения уровня демократии. В соответствии с ним Турция является более демократичной, чем большинство стран, где происходили перевороты. Опыт демократии также является надежным признаком высокой вероятности демократизации после переворота.

На данный момент, однако, турецкий лидер, кажется, сердит и не склонен думать о долгосрочной перспективе. Он набрасывается на Европу и США, желая усилить лояльность населения, и ищет потенциальных противников во всем мире. Однако он не смог бы оставаться у власти с 2003 года, если бы не думал о перспективах. В какой-то момент ему нужно будет подумать о причинах, лежащих в основе переворота. Ему придется обуздать репрессии и приложить усилия, чтобы заманить обратно инвесторов. Турция может стать еще более либеральной страной, чем это было до переворота.

Это, конечно, лишь теория. Но меры по пресечению переворота никогда не дают 100% результатов, и если Эрдоган не умерит свой гнев, он вскоре может столкнуться с гораздо более хорошо организованным переворотом.

Алексей Свищёв

26.07.2016 15:00

Просмотров: 4824