Пора защитить покупателей жилья у пенсионеров и стариков, страдающих от телефонных жуликов

Здравый смысл и справедливость

Россию захлестнул вал телефонного мошенничества. По данным МВД, в 2024 году было зафиксировано более 1,5 млн попыток обмана, и по итогам нынешнего года их, очевидно, окажется ещё больше. При этом жулики постоянно изобретают новые схемы, за которыми законодательство и система правоприменения, увы, не поспевают.

Одно из самых скандальных дел последнего времени – дело об афере с квартирой известной певицы Ларисы Долиной. Выдав себя за сотрудников спецслужб, жулики убедили её продать квартиру и отдать деньги. Но затем обман раскрылся, и возникла абсурдная ситуация. Покупательница заплатила деньги, но квартиру не получила, ибо Долина заявила, что жильё продавала не по своей воле, а находясь «под давлением». Суд встал на сторону Долиной и аннулировал сделку. В итоге покупательница осталась и без денег, и без жилья.

Сергей Миронов, лидер «Справедливой России»

Судебная тяжба о том, кому должна принадлежать квартира, ещё продолжается, поэтому я воздержусь от комментариев. Важнее другое: подобная мошенническая схема начала распространяться, словно заразная болезнь. Количество случаев, когда пенсионеры после продажи квартиры отказываются освобождать жильё, ссылаясь на то, что они-де находились «под психологическим давлением» злоумышленников, идёт на сотни, если не на тысячи. Причём суды и прокуроры встают на защиту пенсионеров. Но куда, спрашивается, делось понятие «добросовестный приобретатель»? Ни помощь риелторов и нотариусов в составлении договоров, ни заранее полученные медсправки о дееспособности и ментальном здоровье продавца жилья не дают гарантий, что тот затем не объявит: мол, меня обманули, отдавайте квартиру назад! Абсурдность и нелепость ситуации так видна, что уже пошла гулять саркастическая шутка о том, что по аналогии можно признать недействительной даже покупку американцами Аляски. Мол, надо кому-то из потомков императора Александра II заявить, что тот, совершая сделку, находился «под влиянием заокеанских мошенников». Вот только шутка выходит грустная.

Вопрос национальной безопасности

Надо честно признать: мы столкнулись с явными пробелами в законодательстве и неготовностью судов и правоохранительных органов руководствоваться не только формальной буквой закона, но и соображениями здравого смысла и справедливости. Можно ли быстро исправить ситуацию? Мы в депутатской фракции «Справедливая Россия» убеждены: можно! Просто надо пойти по пути последовательного совершенствования правовых процедур, по которым совершаются сделки с недвижимостью.

Мной вместе с соавтором – депутатом фракции СР в Госдуме Яной Лантратовой – разработана такая законодательная инициатива: для защиты граждан от мошенников мы предлагаем ввести обязательный «период охлаждения» при продаже жилья. Средства покупателя должны на 48 часов замораживаться на спецсчетах после регистрации перехода права собственности. В этот период продавец может остановить сделку, если на него давили жулики, ну а у банков, Росреестра и правоохранителей появится время на проверку сигналов о мошенничестве. Доступ к деньгам должен открываться только по истечении этого срока или по совместному заявлению покупателя и продавца, заверенному у нотариуса.

Разумеется, это не панацея, а лишь первый шаг в выстраивании системы защиты от мошенников. Сегодня звучат и другие разумные предложения. Не стану их перечислять, подчеркну главное – ни в коем случае нельзя затягивать с принятием необходимых решений! К сожалению, порой мы слишком долго раскачиваемся. Можно вспомнить множество печальных историй, когда люди обнаруживали вдруг гигантские долги перед банками, ибо преступники, завладев их паспортными данными, оформляли по ним незаконные кредиты. Сегодня этому есть эффективное «противоядие» – с 1 марта каждый гражданин может установить на «Госуслугах» самозапрет на оформление кредитов. Простое и хорошее решение. А сколько мы к нему шли.

Аферы с квартирами куда опаснее. Речь ведь не о каких-то жуликах-одиночках, промышляющих телефонным обманом, – перед нами разновидность транснациональной организованной преступности. Причём корни многих телефонных мошенничеств тянутся на Украину. Деньги, которые тамошние махинаторы вымогают у доверчивых россиян, часто направляются на финансирование ВСУ. Кроме того, известно уже множество случаев, когда обманутых людей шантажируют и вербуют для совершения диверсий или терактов. Так что это не просто борьба с одним из видов преступности, это вопрос, непосредственно связанный с национальной безопасностью.

Предупреждён – значит вооружён

На такие вызовы и угрозы государство должно дать адекватный ответ. С октября 2022 года действует Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ (краткое название – Киберполиция России). Молодая структура проходит стадию становления, имеет первые успехи и подаёт хорошие надежды. Но глупо уповать на то, что киберполицейские смогут, опираясь лишь на собственные силы, положить конец телефонному мошенничеству. Тут не обойтись без отлаженного взаимодействия между полицией, учреждениями финансово-кредитной системы, Минцифры, органами региональной власти, операторами связи и т.д. Хочется надеяться, что связисты будут разрабатывать всё более совершенные системы определения и блокировки подозрительных номеров, а банкиры отладят методы контроля за денежными переводами. Так, чтобы блокировать криминальные деньги, не осложняя своей излишней бдительностью жизнь честных клиентов.

Мы в «Справедливой России» убеждены: многое зависит от активности и профессионализма законодателей. Есть масса вопросов, требующих срочного правового регулирования. Возьмём, к примеру, такой: где организаторы мошеннических операций рекрутируют «подставных лиц», открывающих банковские счета, оформляющих на своё имя банковские карты и иные платёжные инструменты, помогая затем за денежное вознаграждение совершать хищения? Как правило, этих «помощников» преступники находят на закрытых сетевых ресурсах, в так называемом даркнете. Люди, причём зачастую молодые, ради подработки помогают главным негодяям проворачивать их мерзкие дела. При этом «подставные лица», даже в случае их разоблачения, зачастую отделываются лёгким испугом. Это непременно надо исправлять. Уверен: для всех, кто так или иначе пособничает телефонным мошенникам, должна быть введена строгая уголовная ответственность. А откуда у мошенников огромные базы телефонных номеров и личных данных? Чаще всего их им «сливают» некоторые корыстолюбивые госслужащие, сотрудники банков, мобильных операторов связи и т.д. По ним, как говорится, тоже Уголовный кодекс плачет.

Проблем, требующих срочного решения, очень много. Но, пожалуй, вопрос вопросов – это повышение информационной грамотности населения и создание мощной и эффективной системы информирования граждан о всевозможных схемах мошенничества. Телевидение, радио, печатные СМИ, интернет-ресурсы, социальную рекламу – всё надо направить на это. Перед нами тот самый случай, когда можно вспомнить старую пословицу: «Предупреждён – значит вооружён». Если человек своевременно услышит или прочитает о каких-то новых ухищрениях злоумышленников, то, столкнувшись с ними в реальности, он найдёт способ оградить себя от злых посягательств. Возможно, нам вообще стоило бы подумать о некоей госпрограмме, направленной на такое упреждающее информирование наших граждан.

И, конечно, не стоит забывать о цифровой гигиене. Люди со стародавних времён привыкали думать и заботиться о гигиене своего тела. С развитием культуры и духовных ценностей они стали задумываться и о «гигиене души», защите её от нравственных болезней. Сегодня мы вошли в мир, в котором огромную роль играют информационные технологии. В принципе они даны человечеству для добрых дел, но, увы, попутно несут серьёзные опасности и угрозы. Потому надо приучать граждан противостоять этой «цифровой заразе», а государство должно решительнее очищать нашу жизнь от неё.

Сергей Миронов

24.11.2025 13:20

Просмотров: 59