НАТО планирует направить военный контингент в Одесскую область, чтобы усилить давление на руководство Приднестровья, сообщила Служба внешней разведки РФ. На фоне этого появились прогнозы о возможном российском наступлении на Одессу с территории Приднестровья. «Наша Версия» изучила, насколько реалистичной и эффективной может оказаться попытка удара по Украине с запада.
Сегодня Одесса находится под потенциальной угрозой сразу с трёх направлений. Тактически город может подвергнуться давлению одновременно с суши и с моря. Морское направление теоретически включает возможность приближения сил Черноморского флота, готовых поддерживать наступление сухопутных сил и наносить удары с моря. Однако после того как Украина продемонстрировала наличие ракет, способных поражать корабли, а также безэкипажных морских дронов, появление флота у Одессы выглядит слишком рискованно. А для того, чтобы силы ВС РФ смогли подойти к «жемчужине у моря» с востока, сперва потребуется форсировать Днепр и взять Херсон, что является непростой задачей.
Потому атака со стороны Приднестровья выглядит решением, дающим возможность разрубить гордиев узел проблем. Однако при внимательном рассмотрении становится понятно, что успех подобной операции выглядит неочевидным в силу целого ряда факторов.
Контингент ограничен
Россия имеет свою военную группировку на территории Приднестровья. В республике присутствует Оперативная группа российских войск (ОГРВ), охраняющая бывший советский 1411-й артиллерийский склад боеприпасов в районе села Колбасна и поддерживающая режим миротворческой миссии. Численность ОГРВ оценивается в 2,5–3 тыс. человек. Параллельно действуют местные вооружённые силы Приднестровья – они имеют численность от 7,5 до 15 тыс. человек при наличии резерва численностью до 80 тыс. человек.
Таким образом, получается довольно солидная сила. Примерные подсчёты показывают, что для полноценного штурма Одессы со стороны Приднестровья необходима корпусная группировка численностью минимум 20–30 тыс.
человек. Однако загвоздка в том, что для проведения столь дерзкой операции требуются опытные бойцы, умеющие штурмовать укреплённые позиции, а не охранять склады. Кроме того, нужны специалисты в области инженерно-сапёрного дела, военной логистики, радиоэлектронной борьбы, разведки и т.д. Организовать их переброску в Приднестровье крайне сложно, если не невозможно. Опробованный в 2014 году в Крыму сценарий, когда на полуостров под видом туристов прилетали военные, в данном случае не сработает. Во-первых, своего аэропорта в Приднестровье нет, в связи с чем лететь придётся через Кишинёв. Во-вторых, прямые рейсы из РФ и Белоруссии в Молдавию отсутствуют. Доставка личного состава военно-транспортной авиацией, не говоря уже о наземном маршруте, также исключена в силу географического расположения республики.
Один в поле не воин
Ещё более сложной для решения выглядит другая проблема – отсутствие необходимого количества боевой техники. По примерным подсчётам, для проведения подобной операции потребуется несколько танковых батальонов (от 50 до 150 танков), десятки артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня (РСЗО), а также другая техника. Насколько известно, на складах в селе Колбасна находятся лишь устаревшие виды вооружений: танки Т-64, РСЗО «Град», ограниченные силы артиллерий и ПВО.
Таким образом, невозможность оперативно осуществлять пополнение личного состава, боеприпасов и техники ставит под вопрос успех всего замысла. Конечно, можно было бы вспомнить знаменитый тезис Александра Суворова, говорившего о том, что воевать нужно не числом, а умением. Но для этого, как говорилось выше, требуются опытные солдаты, а тем более командиры. Кроме того, в отличие от суворовской эпохи практика ведения боевых действий претерпела изменения. Так, ещё недавно считалось, что голая степь, в которой негде укрыться, является идеальной местностью для осуществления наступления. Однако годы конфликта на Украине показали, что хуже такого ландшафта сложно что-то придумать. Если противник не сломлен и имеет огромные запасы БПЛА, то даже отдельный солдат, не говоря уже о танке, моментально становится целью для дрона.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
– С военной точки зрения проведение операции с приднестровского плацдарма сопряжено с непреодолимыми на текущем этапе логистическими и оперативными ограничениями. Потому присутствие в Приднестровье стоит рассматривать скорее как фактор гибридного воздействия и инструмент для принятия ограниченных мер – демонстрации силы, нанесения точечных ударов по инфраструктуре и т.д. Приднестровье сегодня – средство давления, а не база для полномасштабной наступательной операции.