По качеству образования московские школы достигли мировых стандартов

Уроки на высшем уровне

Развитие столичной системы образования стало главной темой обсуждения на заседании президиума правительства Москвы на прошлой неделе. За последние несколько лет столичные власти провели немало революционных изменений в системе образования. Однако на этот год задачи стоят не менее амбициозные: улучшить условия профессионального развития учителей, продолжить совершенствование методов обучения, развивать воспитательную работу в школах.

И в конечном итоге ещё больше повысить качество столичного школьного образования. Стоит отметить, что образование – одна из самых важных и крупных отраслей социальной сферы в Москве. Достаточно сказать, что в прошлом году расходы на систему образования в столице составили 241,2 млрд рублей – это 16% городского бюджета. Для сравнения: в 2010 году на систему образования город потратил 165,7 миллиарда.

Впереди – не менее масштабные задачи

Столь серьёзные вложения в сочетании с грамотной политикой и реформами уже начали приносить результаты. Качество и доступность образования в Москве в последние несколько лет продолжают улучшаться. «Оно (образование. – Ред.) должно быть доступным, качественным. Учителя должны получать достойную зарплату. По этим направлениям мы сделали многое за последние годы, – заявил мэр Москвы Сергей Собянин. – Однако перед нами стоят не менее масштабные задачи: речь идёт об укреплении материальной базы, о строительстве новых школьных и дошкольных учреждений, об информатизации и о профессиональной подготовке».

Кстати, что касается доступности образования, то в этом вопросе Москва действительно совершила гигантский прорыв. Наконец-то была решена проблема очереди в детские сады. Сегодня потребность москвичей в устройстве детей в дошкольные учреждения полностью удовлетворена. Более того, дошкольные отделения теперь являются частью большинства московских школ – всего 566 образовательных учреждений (а это 90% от общего количества московских школ) имеют в своём составе отделения для дошколят. В результате проблема устройства ребёнка в 1-й класс отпала сама собой: в этом учебном году 55% маленьких москвичей пошли в 1-й класс той же школы, в которой они занимались в дошкольной группе.

Стоит отметить, что подобных результатов удалось достичь в условиях демографического бума – число детей школьного возраста сегодня в столице выросло на 20%.

Акцент

Инклюзивный подход

Важной темой в развитии системы образования в Москве остаётся его доступность для всех детей. Поэтому особое внимание городские власти уделяют инклюзивному образованию. Сегодня в московских школах обучается более 11 тыс. детей-инвалидов – это 100% изъявивших желание обучаться инклюзивно. А всего в образовательных организациях Москвы учатся более 20 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. К приёму детей-инвалидов готовы и столичные колледжи – условия для получения такими детьми профессионального образования созданы в 80% колледжей Москвы.

Впрочем, недостатка в образовательных учреждениях в Москве больше нет. С 2011 по 2016 год в городе было построено 68 новых школ на 36,6 тыс. мест и ещё 205 зданий для детских садов на 33,7 тыс. мест.

В лидерах – со школьной скамьи

Конечно, говоря о системе образования, важно оценивать не только его доступность, но и качество. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что времена, когда в Москве родители были вынуждены бегать по всему городу в поисках хорошей школы, окончательно ушли в прошлое. Качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников год от года продолжают расти. А это значит, что хорошее школьное образование сегодня можно получить не только в так называемых элитных, или «раскрученных», школах, но и в самой обычной школе. Судите сами: в 2016 году доля выпускников столичных школ, набравших по итогам ЕГЭ по трём предметам 190 и более баллов, составила 53%. В 2011 году этот показатель был всего 35%. Доля тех, кто получил 250 и более баллов, выросла с ничтожных 3% в 2011 году до 14 – в 2016-м.

Московские школы отныне прочно удерживают лидерские позиции в рейтинге лучших школ страны. Так, по итогам 2016 года в числе 500 лучших школ страны 150 – московские. В 2013 году такими высокими результатами могли похвастаться лишь 83 столичные школы.

Внутрироссийские рейтинги подтверждаются и международными тестированиями и олимпиадами. В частности, в прошлом году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали 9 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовые награды. А ещё в сентябре прошлого года в Москве впервые состоялась Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира – Олимпиада мегаполисов. Всего в ней приняли участие 176 ребят из 22 мегаполисов мира. Отныне это мероприятие будет проходить ежегодно. А в прошлом году 1-е место разделили команды школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Белграда.

По результатам тестирования, проведённого международной программой PISA (сравнительное исследование грамотности 15-летних школьников в разных странах мира, проводимое под эгидой ОЭСР), столичные школьники по уровню читательской и математической грамотности вошли в шестёрку лучших в мире.

Базовые принципы

IT-технологии – в каждую школу

Совершить качественный скачок в системе образования, а главное, добиться того, что высокие стандарты образования сегодня есть во всех школах, удалось благодаря внедрению нескольких базовых принципов.

Это, во-первых, новая логика финансирования, при которой «деньги следуют за учеником», что автоматически ликвидирует неравенство в обеспечении школ денежными ресурсами. Во-вторых, рост зарплаты учителей при одновременном освобождении их от бюрократической нагрузки. Кроме того, повышению качества образования способствовало развитие крупных образовательных комплексов, обеспечивающих многопрофильность учебных программ, а также широкий выбор профилей образования практически в каждой школе.

Отдельно стоит сказать о системе дополнительного образования. Сегодня кружки и секции работают при каждой московской школе. Кроме того, в городе действует разветвлённая сеть частных центров дополнительного образования. Также значительное число кружков работает при музеях, театрах, промышленных предприятиях.

Всего, по данным электронной записи, в Москве открыто более 120 тыс. всевозможных кружков и секций дополнительного образования, в которых сегодня занимаются более 800 тыс. детей.

Качественному развитию системы образования способствует и реализация двух мегапроектов, начатых в 2016 году.

Первый – «Готов к учёбе, жизни и труду в современном мире» – предполагает, что каждый учащийся получит возможность к окончанию школы сформировать необходимые для жизни и будущей профессии базовые навыки и умения. В системе профильного образования в школах принимают активное участие вузы, колледжи, научные организации, технопарки, музеи, предприятия. Таким образом, школьники уже в старших классах могут определиться и с будущей профессией, и с местом, где они продолжат обучение.

Второй проект – «Московская электронная школа» – связан непосредственно с организацией обучения. Он предусматривает внедрение во всех столичных школах современных электронных систем, более глубокую информатизацию всей столичной системы образования.

Речь идёт, в частности, о создании общегородской электронной образовательной платформы, предполагающей наличие библиотеки сценариев уроков, обновлённого электронного журнала и электронного дневника.

Также в рамках проекта будет сформирована единая электронная образовательная среда, включающая интерактивное оборудование, подключение к Интернету, локальные сети и Wi-Fi , персональные ноутбуки и планшеты для учителей и учеников.

Александра Пименова

20.02.2017 08:42

Просмотров: 4577