Пассажирское судно прослужило 50 лет и трижды садилось на мель
Нескучная история круизного лайнера
Иногда все заканчивается благополучно, иногда – нет. В этой статье мы расскажем о судне, которое начало карьеру как трансатлантический лайнер, а продолжило – как круизник, который три раза садился на мель, но удачно – без жертв среди своих пассажиров.
Трансатлантический лайнер MV «Kungsholm»
В эпоху трансатлантических лайнеров и борьбы за «Голубую ленту Атлантики», сформировались две группы стран и компаний. Одни вели жёсткую борьбу за скорость и, соответственно, пассажиров, другие, заведомо отказавшись от этой гонки, просто перевозили пассажиров из своих стран. В первую группу входили Великобритания, Франция, Германия, США и Италия. Во вторую группу все остальные страны, чьи пассажирские суда пересекали Атлантику – Нидерланды, Польша, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия. О «малых» трансатлантиках Польши и Нидерландов смотри статьи
«В тени грандов. «Счастливый корабль»» и «В тени грандов. «Самый мирный теплоход»». Шведская компания «Swedish American Line» работала на Северной Атлантике с начала 20-х годов ХХ века. Её лайнеры обслуживали линию Гётеборг – Нью-Йорк. Целевая аудитория для компании – жители скандинавских стран, которые для того, чтобы пересечь Атлантический океан, не хотели совершать ещё и путешествие в Европу или Великобританию. Кроме этого, стоимость билетов на трансатлантики стран-«грандов» для таких путешественников была высока.
После Второй мировой войны в Клайдбанке – Шотландия – для «Swedish American Line» в 1965 году был построен небольшой современный трансатлантический лайнер. Он получил название MV «Kungsholm». Лайнер был спроектирован техническим директором «Swedish American Line» Эриком Кристианссоном и, кроме передовых для того времени решений, внешне имел все признаки шведских трансатлантиков – элегантный стремительный силуэт с двумя трубами. MV «Kungsholm» имел водоизмещение 26 700 тонн (что для послевоенного трансатлантика было совсем немного), длину 200 метров и скорость хода 25 узлов (46 км/ч максимальная) или 20 узлов (37 км/ч – эксплуатационная). Лайнер мог взять на борт 108 пассажиров 1 класса и 605 пассажиров туристического класса. Экипаж «Kungsholm» составлял 417 человек. Лайнер имел стабилизаторы качки и носовой бульб – редкость для судов тех лет. «Kungsholm» стал работать на Атлантике с 1966 года. Эти годы было временем заката классических трансатлантических лайнеров. В 1975 году компания «Swedish American Line» прекратило пассажирские перевозки через Атлантику, и лайнер, которому было всего 9 лет, был продан компании «Flagship Cruises». Теплоход сохранил своё название, но был перерегистрирован в Либерии, и использовался в круизах в США.
Круизный лайнер
В 1978 году лайнер приобрела известная английская компания P&O. Лайнер поставили на переоборудование на верфь «Bremer Vulkan». Внешний вид теплохода кардинально изменился – демонтирована носовая фальштруба, изменена форма кормовой трубы. При переоборудовании увеличили количество кают, теплоход стал принимать на борт 750 туристов. Водоизмещение увеличилось до 27 670 тонн, произошло первое переименование судна. Оно стало называться «Sea Princess» – «Морская принцесса». Регионом приписки лайнера стала Австралия. Он попеременно входил во флот P&O и его дочки – компании «Princess Cruises». Лайнер впервые получил мировую известность – на нем снимались эпизоды известного на Западе сериала «Корабль любви».
Небольшое отступление. После переоборудования важным элементом имиджа судна стала его дымовая труба – об этом чуть ниже. В тот период она была жёлтая, когда «Sea Princess» входила в состав флота P&O, или белая с логотипом – когда оно ходило под флагом «Princess Cruises».
В 1995 году теплоход прошел реновацию и был переименован в MV «Victoria». Переименование было вынужденным, и объяснялось тем, что в состав флота вошел новый лайнер «Морская принцесса», и, во избежание путаницы, старый теплоход переименовали. Лайнер работал на круизах P&O и фрахтовался другими круизными компаниями.
«Мона Лиза» – круизный теплоход, который садился на мель
В 2002 году P&O продала устаревший лайнер немецкой компании «Holiday Kreuzfahrten» из Дюссельдорфа. Эта компания работала с немецкими туристами. Теплоход переименовали снова. Теперь в круизы стала выходить «Mona Lisa». Почти каждый круизный лайнер имеет в своем оформлении, сервисе или маршрутах какую то «фишку», которая запоминается туристам, и становится визитной карточкой корабля. На «Моне Лизе» на дымовой трубе нарисовали огромную копию знаменитой картины. Именно этой картиной запомнился теплоход всем, кто интересуется круизами.
Но, наверное, имя «Мона Лиза» было несчастливым для этого судна. Всё началось с 2003 года, когда «Мона Лиза» с 690 туристами на борту задел дно в арктическом круизе недалеко от архипелага Шпицберген. Теплоход «прошелся» по каменистому дну, повредив обшивку корпуса и один из винтов. К счастью, никто не пострадал, но круиз пришлось прервать, а пассажиров доставлять домой самолетами. Через год, в 2004 году лайнер эпично сел на мель в бассейне Сен-Марко в Венеции, прямо напротив площади Святого Марка. У автора нет информации об истории посадок на мель в Венеции, но то, что «Мона Лиза» была первым (и пока единственным) круизным лайнером, севшим на мель напротив площади Святого Марка – это факт. В Венеции случаются происшествия с круизными лайнерами – последний относительно недавно – когда из-за отказавшей техники лайнер ударился о причал, попутно протаранив небольшой речной круизный теплоход. Но это отказ техники, от которого никто не застрахован. Интересно, что происшествие с «Моной Лизой» послужило отправной точкой в борьбе жителей города против захода крупных круизных лайнеров в центр города. Это борьба закончилась решением городских властей – теперь большие круизные лайнеры швартуются в пассажирском порту Венеции, расположенном на окраине Венецианской лагуны. Последняя посадка на мель, вызвавшая международный резонанс, произошла в 2008 году, когда «Мона Лиза» находилась в Балтийском море, но об этом чуть позже. В 2006 году компания «Holiday Kreuzfahrten» обанкротилась, и некоторое время лайнер находился на отстое в греческом порту Пирей.
«Oceanic II», снова «Mona Lisa», «Veronica»
В конце 2006 года лайнер зафрахтовали под плавучий отель в Дохе, столице Катара на время проведения Азиатских игр. В 2007 году его зафрахтовала круизная компания «Royal Caribbean Cruises» – RCC. Теплоход в очередной раз переименовали, на этот раз в «Oceanic II». Старый лайнер фрахтовался разными компаниями для различных круизов. На один год его даже переоборудовали под учебный корабль для учебных программ «The Scholar Ship». На теплоходе проводилось обучение продолжительностью в один семестр для бакалавриата и магистратуры. Учебное плавание продолжалось четыре месяца. Лайнеру вернули предыдущее название «Мона Лиза».
В 2008 году теплоход сдали в аренду немецкому туроператору «Lord Nelson-Seereisen». Не прошло и нескольких месяцев, как лайнер снова сел на мель с немецкими туристами. На этот раз происшествие произошло во время круиза по Балтийскому морю, в Ирбенском проливе. Этот пролив соединяет Балтийское море и Рижский залив. На борту находилось 984 туриста. На этот раз лайнер плотно сел на грунт в 18 км от берега. Пассажирам ничего не угрожало. Капитаном судна был гражданин Греции, офицеры-навигаторы – из Украины. Латвийские спасатели выдвинули предположение, что причиной посадки на мель стали плохое знание района и навигационные ошибки. К месту аварии подошли катера Береговой охраны Латвии «Kristaps» и «Gaisma», а также корабли ВМФ страны «Varonis» и «Virsaitis». С лайнера были эвакуированы 600 пассажиров. В конце концов, с помощью латвийских спасателей, «Мону Лизу» удалось снять с мели. В Венспилсе лайнер поставили в док, никаких особых повреждений не обнаружили, и теплоход ушел в следующий круиз.
В 2010 году старый теплоход использовался как плавучая гостиница в Скуомише в Канаде во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере и Уистлере. На его борту находились 1 400 человек, включая экипаж. Старый теплоход уже не соответствовал требованиям SOLAS-2010 по обеспечению безопасности на море, поэтому он был снят с круизной работы и использовался как стоечное судно – плавучая гостиница.
Шведы хотели выкупить судно, чтобы использовать его как плавучую гостиницу в Гётеборге, восстановить некоторые элементы «Kungsholm» (в частности, восстановить две трубы) и сделать силуэт, похожий на лайнер конца 60-х годов. Проявил интерес к покупке и Стокгольм. Но не сложилось. Лайнер купила компания из Южной Кореи и перевела его в Дукм в Омане, где так же использовало его как плавучую гостиницу. В Омане судно находилось три года, было переименовано в «Veronica», а потом находилось в отстое. В 2016 старый лайнер с помощью буксира «Камарина» был доставлен на разделочную верфь в Аланге в Индии. Так закончилась служба трансатлантического лайнера, который стал круизным, и которая длилась 50 лет.
Просмотров: 503