От субмарин с радиолокационными станциями отказались и в США, и в СССР
Необычные корабли. Подводные лодки радиолокационного дозора
Начало. США
Эта история началась во времена Второй мировой войны. Тогда во флотах ведущих стран на вооружение стали поступать радиолокационные станции первого поколения. Корабельные РЛС – обзорные и для наведения зенитных орудий – были приняты на вооружение кораблей США, Великобритании, СССР, Германии. В японском флоте первые образцы появились на кораблях только в конце войны, когда уже американский флот в Тихом океане доминировал над японским Императорским флотом. Однако, ВМФ США подвергался постоянной угрозе атак японских лётчиков-смертников – камикадзе. Эффективность применения камикадзе была выше, чем традиционных бомбардировщиков и торпедоносцев, а ущерб от их атак был существенно больше. Флот США нашел неожиданный ответ, позволяющий в значительной мере парировать эту угрозу. У эсминцев появился новый подкласс – эскадренные миноносцы радиолокационного дозора. На эскадренные миноносцы устанавливались мощные (по тем временам) обзорные РЛС, позволяющие обнаружить приближающиеся самолеты японцев. К концу 1944 года авианосцы Страны Восходящего солнца были практически все уничтожены, война приблизилась к Японским островам, и самолеты могли взлетать с многочисленных береговых аэродромов. Поэтому было крайне важно организовать сплошной радиолокационный рубеж для их своевременного обнаружения. Эсминцы радиолокационного дозора выстраивались дугой (или кольцом, в зависимости от конкретной ситуации) на расстоянии нескольких десятков миль от охраняемых кораблей. Рубеж обнаружения составлял около 50-60 морских миль – 90-120 км. Это позволяло организовать эффективную оборону корабельного соединения. Эсминцы дальнего радиолокационного обнаружения – в составе флота их было немного – стали одной из приоритетных целей камикадзе, а потопить одинокий эсминец значительно легче, чем прорваться сквозь огонь зенитных орудий десятков кораблей. Командиры таких эсминцев грустно шутили: «Мы хотели бы захлопнуть люк и погрузиться». Как подводная лодка. Адмиралы намёк поняли, и посчитали его разумным. К середине 1945 года была сформулирована концепция подводной лодки радиолокационного дозора. На бумаге всё было здорово. Лодка обнаруживала самолеты на дальних подступах, а обнаружив и передав их координаты, погружалась под воду, уходя от возможного удара. В то время основу американского подводного флота составляли большие дизель-электрические подводные лодки типа «Balao» и «Gato». Их и стали переоборудовать в субмарины радиолокационного дозора. По планам американского командования, к ноябрю 1945 года – тогда планировалось американское вторжение на Японские острова – необходимо было переоборудовать 24 подводные лодки.
Первыми модернизировали субмарины USS «Grouper» SS/SSK/AGSS-214 и USS «Finback» SS-230. Их переоборудовали до окончания Второй мировой войны, а после завершения боевых действий на море, вернули в к первоначальному облику обычной подводной лодки. Но идея, что называется, «прижилась». После войны переоборудование в подводные лодки радиолокационного дозора прошли дизель-электрические подводные лодки USS «Requin» SS/SSR/AGSS/IXSS-481и USS «Spinax» SS/SSR-489. Обе субмарины относились к типу «Tench». Изменение букв в тактическом номере показывает смену их назначения. Потребность в обнаружение камикадзе исчезла, но сама идея о мобильном и незаметном корабле радиолокационного дозора не оставляла американских адмиралов.
Началась опытовая эксплуатация субмарин. Она показала многочисленные проблемы: сложности в размещении аппаратуры внутри лодки, нехватка мест для личного состава (появились новые члены экипажа, работающие на РЛС) и наконец, неудовлетворительная и ненадежная работа самой радиолокационной станции. Это всё побудило провести работы по модернизации субмарин. Основная идея заключалась в том, чтобы разместить на подводной лодке боевой информационный пост БИП, такой же, как на эскортных эсминцах радиолокационного дозора типа «Edsall». Для этого с лодок пришлось снять кормовые торпедные аппараты с запасными торпедами, артиллерийские орудия на палубе (за исключением 40-мм зенитного автомата) и установить новые, более мощные аккумуляторные батареи и шнорхель – устройство, позволяющее подводной лодке идти на перископной глубине с работающими дизелями. В 1949 году по этому проекту переоборудовали очередную пару подводных лодок USS «Tigrone» SS/SSR/AGSS-419 и USS «Burfish» SS-312. По этому же варианту в 1948 году переоборудовали и USS «Requin» SS/SSR/AGSS/IXSS-481и USS «Spinax» SS/SSR-489. В дальнейшем под такие задачи переоборудовали еще 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Gato». Программа переоборудования лодок получила в американском флоте шифр «Migraine» – «Мигрень».
Задача, которую должны были решать эти субмарины, оставалась той же, изменились лишь внешние условия. Угрозы атак камикадзе, естественно, больше не было, но появилась угроза ударов по авианосцам первыми советскими крылатыми ракетами. Вот для раннего обнаружения этих ракет перед авианосной ударной группой на значительном расстоянии от неё и находилась подводная лодка раннего радиолокационного обнаружения. Причем эту задачу лодка могла выполнять, патрулируя под водой, на перископной глубине, работая с шнорхелем. Такую же задачу решали и специально переоборудованные надводные корабли. Американские дизель-электрические подводные лодки выполняли задачу целеуказания с 1946 по 1959 гг. Служба на субмаринах радиолокационного дозора была тяжелой. Во-первых, эти лодки находились в море значительно дольше, чем их обычные торпедные собратья. А во-вторых, радары на подводных лодках часто выходили из строя – их заливало, и электрические цепи коротило. Часто из-за штормовых волн антенна просто ломалась, когда лодка всплывала в надводное положение. Но за эти 13 лет конструкторы создали альтернативу таким субмаринам. Во-первых, на эсминцах появились радиолокационные станции со значительно большей дальностью обнаружения. Кроме того, на них были значительно лучше условия обитаемости. Во-вторых, появились первые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – ДРЛО. И в-третьих, была спущена на воду первая атомная подводная лодка радиолокационного обнаружения USS «Triton» SSRN/SSN-586. Дизель-электрические лодки с РЛС несли службу до середины 60-х годов.
Почему американские адмиралы решили продолжить эксперименты с подводными лодками с радарами на борту в атомном исполнении, достоверно не известно. Было понятно, что вариант расположения мощного радара на подводной лодке уступает размещению его на надводном корабле, или, в определенных случаях, на самолете. Возможно, сыграло свою роль инертность мышления. Как бы то ни было, USS «Triton» SSRN-586 был введен в состав флота в 1959 году. Этот атомоход относился к атомным подводным лодкам первого поколения, но в отличие от предыдущих лодок имел два реактора. «Тритон» должен был действовать совместно с авианосным ударным соединением, а для этого лодка обладала высокой надводной и подводной скоростью – 28 узлов – около 52 км/ч. Во время испытаний «Тритон» развил скорость 30 узлов. Это была мощная, современная для своего времени подводная лодка. В 1960 году «Тритон» совершил кругосветное подводное плавание, при этом часть маршрута проходила подо льдами.
Несмотря на то, что субмарина получилась в целом удачной, эпоха подводных лодок дальнего радиолокационного обнаружения объективно подошла к концу. В 1962 году на вооружение американской палубной авиации был принят самолет ДРЛО WF-2 «Tracer». Он смог стать полноценной заменой субмаринам радиолокационного дозора, а программа их производства для всех американских авианосцев стоила на несколько порядков дешевле строительства одной атомной субмарины. В том же году USS «Triton» был переоборудован из лодки радиолокационного дозора SSRN-586 в многоцелевую атомную подводную лодку USS «Triton» SSN-586 и стала флагманской субмариной Атлантических подводных сил США. В 1969 году она была выведена в резерв, а в 1986 году исключена из состава ВМФ США. Так закончилась американская история лодок РЛД.
Советские субмарины РЛД
У «холодной войны» была одна особенность. США и СССР внимательно следили за техническими новинками друг у друга. Как только в США появлялось какое-то новое оружие, Советский Союз начинал работы по созданию аналога. Так же поступали и в Соединенных Штатах, когда узнавали о новинках военно-промышленного комплекса СССР. В принципе, угроза, с которой должны были бороться американские субмарины РЛД, существовала и для Советского Союза. В 50-х годах ХХ века главной угрозой для страны с моря являлись американские авианосные ударные группы АУГ. Их палубные самолеты могли нести ядерное оружие, авианосных групп было много, и удар они могли нанести с разных направлений. Военно-морская разведка отслеживала нахождение АУГ в акваториях, где авианосцы могли поднять свою палубную авиацию для удара по СССР, но это была общая информация, так сказать, «по факту». Например, разведка сообщала, что в Средиземном море находятся две АУГ, базирующиеся на Неаполь, а в Японском море – одна, с базированием в Йокосуке. Дальнейший контроль над перемещением этих АУГ должны были проводить корабли флота. Повседневный контроль за авианосцами осуществляли корабли-разведчики ОСНАЗ. Они фиксировали не только перемещение кораблей, но и контролировали переговоры в радиоэфире между кораблями АУГ и самолетами в воздухе. Но этого было не достаточно. Необходимо было знать курсы самолетов, которые стартовали с авианосцев. Важным элементом такого скрытого контроля и должны были стать корабли дальнего радиолокационного дозора. Это были не только подводные лодки. В состав ВМФ СССР входили так называемые КВН – корабли воздушного наблюдения. Это были переоборудованные тральщики проекта 254, на которых были установлены обзорные РЛС большой дальности обнаружения. Всего были переоборудованы 14 морских тральщиков по двум проектам: 256 и 258. Они отличались установленными на них радиолокационными станциями. Но это был, так сказать, ближний рубеж – КВН дежурили недалеко от побережья. А первым рубежом обнаружения должны были стать подводные лодки с РЛС на борту.
Всего в СССР были построены 215 средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613. Это была самая массовая серия в истории советского флота. Около 40 из них было продано в другие страны. Поскольку серия была массовой, практически все нововведения в подводном флоте испытывались на лодках этого проекта. В марте 1955 года было принято решение о создании подводной лодки радиолокационного дозора проекта 640 на базе средней подводной лодки проекта 613. Для обнаружения самолетов противника была создана специальная радиолокационная станция «Касатка». Проект серийной лодки подвергся серьезной переделке и перекомпоновке. Для размещения антенны удлинили рубку субмарины. Внутри лодку серьезно перекомпоновали. Это было связано с необходимостью размещения внутри прочного корпуса аппаратуры РЛС и дополнительной аппаратуры связи. Кроме того, экипаж подводной лодки увеличился за счёт операторов РЛС и дополнительной аппаратуры связи. Пришлось часть оборудования серийных подводных лодок демонтировать. В частности, убрали все стеллажи с запасными торпедами. На лодках 640 проекта торпеды находились только в торпедных аппаратах. Всего было переоборудовано 4 подводные лодки. Для Тихоокеанского флота переоборудовали С-62 и С-73. Для Черноморского флота – С-149 и С-151. В апреле-мае 1970 года лодки принимали участие в грандиозных (это не преувеличение) учениях советского флота «Океан».
Нужно сказать, что советские подводники столкнулись с теми же проблемами, что и их американские коллеги. Поэтому век этих подводных лодок был недолог. В 1967 году две субмарины С-149 и С-151 переоборудовали еще раз по проекту 640Ц. На них вместо РЛС «Касатка» были установлены станции спутниковой связи, после чего лодки были переведены в разряд опытовых кораблей. Тихоокеанские лодки были исключены из состава флота в 1975-1978 годах, черноморские – в начале 1980-х.
Заключение
Ход мыслей адмиралов и конструкторов военно-морской техники запутан и извилист. Иногда изначально тупиковый вариант принимается за перспективное направление. Потом, правда, всё встаёт на свои места. Попытка соединить подводную лодку и обзорную радиолокационную станцию для обнаружения самолетов – наглядный тому пример. С появлением палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) необходимость в подводных лодках радиолокационного дозора (РЛД) полностью отпала.
Просмотров: 32