Основательница Wildberries Татьяна Ким ответила на претензии финансовых организаций к маркетплейсам
Банки против «Ягодок»
Как подчеркнула Татьяна Ким в открытом письме, которое публикует издание «Коммерсантъ», у платформ онлайн-торговли на данный момент в 24 раза меньше финансовых ресурсов, чем у крупных российских банков. Согласно представленным в письме данным, в период с января по сентябрь 2025 года пять банков, высказавших критические замечания в адрес маркетплейсов – Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк и Совкомбанк – продемонстрировали совокупную чистую прибыль в размере 1,93 триллиона рублей. В этот же период суммарный финансовый результат банковских структур Wildberries, Ozon, «Яндекса» и МТС составил приблизительно 79 миллиардов рублей.
«Партнерами цифровых платформ сегодня выступают более 1 млн предпринимателей. Для малого и среднего бизнеса в России цифровые платформы являются практически единственной возможностью масштабироваться и выйти на многомиллионную аудиторию», – подчеркнула Татьяна Ким.
По словам предпринимательницы, Wildberries стала первым участником системы налогового мониторинга ФНС в сфере торговли еще в 2020 году. Сейчас компания участвует в эксперименте налоговой службы, нацеленном на предварительное устранение налоговых рисков продавцов на цифровых платформах, и руководство ведомства усматривает риски нарушения налогового законодательства лишь у 0,3% резидентов маркетплейсов.
Программа нелояльности
Татьяна Ким высказалась по поводу претензий, озвученных главой «Сбера» Германом Грефом. Последний во время форума «Фокус на клиента» обвинил маркетплейсы в недобросовестной конкуренции. По его словам, онлайн-площадки «забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства», и потребовал это прекратить. Греф назвал сумму предполагаемой недоплаты маркетплейсами налоговых отчислений, оценив ее в 1,5 триллиона рублей. Согласно уточнению «Сбера», последовавшему позднее, речь идет о потенциальных налоговых потерях за следующий год, понесенных из-за налогового арбитража продавцов, применяющих специальные налоговые режимы.
По поводу якобы имеющей место недоплаты налогов на 1,5 триллиона рублей, предпринимательница напомнила, что представители малого и среднего бизнеса получают право на использование специальных режимов налогообложения на законных основаниях – так же, как, например, «Сбер» применяет налоговые льготы, оказывая банковские услуги.
Свой интерес
По словам основательницы Wildberries, претензии крупнейших игроков финансового рынка не вполне понятны, поскольку и они могут предлагать клиентам кешбэк за покупки на маркетплейсах, однако не спешат воспользоваться этой опцией.
«Основная претензия крупнейших банков сводится к тому, что они требуют запретить программы лояльности для потребителей при оплате банками маркетплейсов под предлогом равного доступа к аудитории. Что взамен? Где гарантии, что эти банки точно так же будут давать скидки покупателям, добившись запрета для маркетплейсов? Возможность давать выгоду по своим картам при оплате на маркетплейсах у банков есть уже сейчас, однако делают это лишь единицы», – заметила Татьяна Ким.
Как заметила предпринимательница, «Сбер» вполне мог бы начислять бонусы программы «Спасибо» за покупки на Wildberries и Ozon, а «Альфа-Банк» – предоставлять клиентам льготные условия ипотечного кредитования после совершения покупок на маркетплейсах.
«На сегодня 84% карточных платежей проходят через три крупнейших банка. Учитывая фундаментальное превосходство банков в объеме чистой прибыли и доступной ликвидности, их пространство для финансового маневра в части субсидирования скидок значительно шире возможностей маркетплейсов. Однако мы не видим у большинства банков желания инвестировать в кешбэк за покупки на маркетплейсах. Почему? Потому что им это невыгодно и у них нет никаких экономических стимулов для этого», – пояснила Татьяна Ким.
По мнению предпринимательницы, банки не заинтересованы в инвестировании в покупки на маркетплейсах, поскольку развивают собственные экосистемные платформы и онлайн-магазины, например, «Мегамаркет», «Самокат», «Купер», магазины «Перекресток» и «Пятерочка», «Город» и другие проекты. Как напомнила Ким, в 2024 году «Сбер» направил на развитие небанковских активов порядка 790 миллиардов рублей, причем значительная часть этих средств была инвестирована в программы лояльности.
Татьяна Ким напомнила, что финтех-сервисы маркетплейсов являются неотъемлемой частью бизнеса и обеспечивают скорость и удобство операций как селлерам, так и потребителям. Она предупредила о возможных негативных последствиях искусственно ограничить их деятельность.
«Что на самом деле движет банками? Желание снизить собственные затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов. К чему это приведет? К стагнации российского бизнеса, разгону инфляции, радикальному ухудшению конкурентной среды», – заявила предпринимательница.
Глава Wildberries обратилась к ЦБ, правительству и Федеральному собранию с просьбой создать условия для конструктивного диалога между представителями банковского сектора и развивающейся отраслью цифровых платформ для сохранения здоровой конкуренции, стимулирования спроса со стороны потребителей и обеспечения устойчивого развития экономики страны.
Просмотров: 84