Операторов по онлайн-бронированию отелей пытаются заставить снизить цены

Пробили бронь

Работой компании booking.com может заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Несколько дней назад ООО «Онлайнтур» подало в антимонопольное ведомство жалобу на работу сервиса по онлайн-бронированию отелей. По мнению заявителей, booking.com нарушает сразу два российских закона – «О защите конкуренции» и «О рекламе».

Суть претензий «Онлайнтура» к booking.com сводится к тому, что, во-первых, компания при заключении договоров с хотельерами обязывает их гарантировать наименьшую цену бронирования. А во-вторых – вводит в заблуждение потребителей якобы недобросовестной рекламой, сообщая им, что цены, представленные на сайте booking.com, являются самыми низкими.

Аналитики рынка на возможную перспективу данного разбирательства в ФАС смотрят с сомнением, однако вместе с тем отмечают, что сложившаяся ситуация на глобальном туристическом рынке скорее всего и без вмешательства антимонопольного ведомства заставит booking.com существенно пересмотреть свою политику работы с хотельерами.

Сомнительная гарантия

«С авторами жалобы в ФАС готов сразу согласиться в той части, где они сомневаются, что цены букинга – самые лучшие. Есть и другие аналогичные ресурсы, которые предлагают более привлекательные цены. Я вам даже больше скажу: недавно мы проводили мониторинг цен на отели на Новый год на горнолыжных направлениях. Так вот, цены у букинга оказались самыми высокими», – констатирует вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

В «Онлайнтуре» также приводят собственные данные о том, что бронирование на сайте booking.com далеко не всегда оказывается самым выгодным. В частности, стоимость двухместного номера Belconti Resort Hotel в Турции на период с 1 по 8 сентября на booking.com составляет 1453 доллара, а, к примеру, у одного из российских туроператоров – 1385 долларов.

Стоит отметить, что на сайте booking.com действительно неоднократно подчёркивается, что компания именно гарантирует (!) самые выгодные цены. «Booking.com – это информативный и простой сайт с гарантией лучшей цены», «Куда бы вы ни отправлялись – в другой город, на побережье или на природу, – booking.com гарантирует лучшие цены на размещение», «Компания Booking.com B.V., основанная в 1996 году, гарантирует самые выгодные цены на все виды объектов размещения – от небольших семейных отелей типа «постель и завтрак» до роскошных апартаментов и номеров люкс в пятизвёздочных гостиницах» – вот лишь несколько цитат с официального сайта booking.com.

Впрочем, будет ли ФАС проверять данную рекламу на предмет нарушения законодательства, ещё большой вопрос. Всё дело в том, что, для того чтобы деятельностью booking.com заинтересовались в антимонопольном ведомстве, необходимо доказать доминирующее положение компании на рынке. По экспертным оценкам, через систему booking.com действительно проходит более 50% онлайн-бронирований в нашей стране. Однако, даже если эти оценки верны, замечают в ФАС, необходимо будет ещё доказать, что booking.com имеет возможности оказывать решающее влияние на оборачиваемость товара. «А если booking.com перестанет сотрудничать с отелями, возможность бронирования номера не исчезнет», – поясняет начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев.

Замаскировавшийся посредник

Интересно заметить, однако, что деятельность booking.com не впервые попадает в поле зрения национальных антимонопольных служб. В настоящий момент аналогичное разбирательство идёт в Германии, по итогам которого, возможно, booking.com придётся убрать из контрактов с хотельерами пункт о гарантии лучшей цены. Кроме того, не в пользу booking.com уже завершились разбирательства в Италии, Швеции и Франции ещё в конце прошлого года.

Если booking.com продолжит и дальше проигрывать серии антимонопольных разбирательств, то не исключено, что это в итоге приведёт к фактическому разрушению их ныне действующей маркетинговой модели, при которой у потребителей фактически создаётся ощущение, что они бронируют отели напрямую у хотельеров без всяких комиссий и переплат. «Следует помнить, что booking.com – это, по сути, тот же самый посредник, который, как и туроператор, предлагает вам купить у него некий продукт. Только в данном случае речь идёт не о пакетном туре, а о бронировании объекта размещения. При этом, поскольку юридически booking.com туроператором не является, у него нет всех тех обязательств перед туристами, которые российское законодательство накладывает на туроператоров», – поясняет Дмитрий Горин.

Кстати, за свои услуги booking.com берёт с хотельеров весьма солидные комиссионные – до 20%. Стоит ли говорить о том, что в итоге все эти расходы хотельеры перекладывают на потребителей. А если учитывать, что букинг ещё и требует от хотельеров гарантии самой низкой цены, то нетрудно предположить, что комиссия сервиса по бронированию «зашивается» в отельские тарифы, которые они предлагают и для других ресурсов.

Впрочем, до последнего времени хотельеры не роптали, ведь изначально букинг был, по сути, единственным сервисом по бронированию, который готов был работать с небольшими семейными гостиницами, хостелами, пансионами и прочими объектами размещения, которые раньше не пользовались особой популярностью у традиционных туроператоров. Многим отелям booking.com, по оценкам экспертов, даёт до 60–70% загрузки. Однако в последние годы ситуация начала меняться. Во-первых, на так называемые нестандартные объекты размещения сегодня всё больше обращают внимание и обычные туроператоры. Во-вторых, на рынке появилось множество аналогичных букингу сервисов по бронированию. Плюс к тому есть достаточное количество ресурсов, которые автоматически генерируют сравнительный анализ цен всех популярных сайтов по бронированию.

Кира Деливориа

14.09.2015 11:51

Просмотров: 2608