Нужны ли Санкт-Петербургу столичные театрально-коррупционные скандалы?

Театрально-кассовая война

Проходя мимо театральных касс, волей-неволей глазами ищешь на афишах изображения любимых артистов. Сколько раз, покупая билеты в театр или на концерт, ловишь себя на мысли, что здесь, за кассовым стеклом, находится добрая фея, продающая билеты в другой, волшебный мир и, купив их, находишься в предвкушении чего-то удивительно-прекрасного… Никогда бы не подумал, что за этим волшебством скрываются нешуточные страсти и самая настоящая «театрально-кассовая война».

Предъявите билет…

В конце ноября на «Фонтанке» вышла статья «Как «Билетер» поругался с «Кассиром». Причём автором её был журналист Денис Коротков, тот самый, который является лауреатом премии «Открытой России» Михаила Ходорковского. Именно это обстоятельство сильно удивило и вызвало интерес к затронутой теме. Ведь раньше её всегда освещала замечательный театральный критик, блистательная Жанна Зарецкая.

Выход на арену в этом вопросе Дениса Короткова именно сейчас может означать только то, что театрально-кассовому вопросу определёнными кругами уделяется серьёзное внимание. С учётом оголтелых атак на Россию по всем фронтам становится понятным, что всё довольно серьёзно и не имеет никакого отношения к конкурентной борьбе. Слава Богу, в Санкт-Петербурге живут люди, хорошо разбирающиеся в театрально-концертной жизни и прекрасно понимающие кто есть кто и что почём.

Если рассматривать историю вопроса, то окажется, что яростная борьба за театральные кассы идёт уже давным-давно. Вся её суть заключается в том, что достаточно большой объём распространения билетов осуществляет структура, каким-то образом не попавшая пока в руки частного капитала.

Непонятно, как так получилось, но ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» (далее ДТЗК) до сих пор находится в собственности Санкт-Петербурга. Почему она не пошла по пути «светлого капиталистического будущего», оставшись в ведении города, остаётся только догадываться. Видимо, когда шла борьба за крупные активы, про неё просто забыли, или, во времена губернаторства Валентины Матвиенко таким вопросам, как духовная жизнь горожан и проведение досуга гостей Северной Пальмиры уделялось весьма пристальное внимание (надо сказать, что это внимание не ослабло и при руководстве городом Георгием Полтавченко).

ДТЗК денег из городского бюджета не просит с 2003 года, а существует на полной самоокупаемости. Более того, по данным системы СПАРК, она приносит городу неплохие дивиденды, которые составляли в 2014 году 20, а в кризисных 2015-2016 годах - 17 млн. рублей.

Сейчас в сфере распространения билетов наряду с ДТЗК действует множество билетных операторов: ООО «Кассир.ру», ООО «Софит», ООО «Музбилет», ООО «Концерт.ру», ООО «МСБ» и другие. За 2016 год доля реализации билетов ДТЗК (от общего количество билетов на мероприятия) составляла примерно четверть всего объёма продаж. На протяжении нескольких последних лет, ДТЗК удалось наладить со всеми ними нормальные рабочие взаимоотношения.

Помимо создания единой сети, ДТЗК на протяжении всего периода ее существования, не только бесплатно предоставляла её зрелищным учреждениям своё программное обеспечение и устанавливала единую компьютерную сеть, но и проводила её обслуживание, обучение персонала всех зрелищных учреждений города, модернизировала обычные, оптоволоконные и иные сети, устанавливала и предоставляла системы контроля доступа. При этом почти вся финансовая нагрузка ложится на бюджет ДТЗК, а вся прибыль, получаемая от этой деятельности, поступает в бюджет города.

Кроме того, ДТЗК выполняет значительную социальную функцию, в отличие от других коммерческих билетных операторов. На протяжении всего времени существования она не взимала плату за услуги по распространению, составляющую 10% от стоимости билетов.

Перечисляя «заслуги» ДТЗК, справедливости ради следует сказать, что её руководитель Сергей Назаров, на мой взгляд, наделал немало ошибок. Видимо, осознание того, что руководство Санкт-Петербурга, городских театров и зрелищных учреждений его безоговорочно поддерживают, сыграло с ним злую шутку. Наверняка Сергей Викторович, совсем забыл, что существует такое понятие, как конкурентная борьба. Что ведётся она не всегда по честным правилам, как хотелось бы, а, зачастую, грязными и подлыми методами, с использованием средств массовой информации и правоохранительных органов, с выплёскиванием потоков грязи и клеветы, от которых потом ой как сложно отмыться.

Тем не менее, казалось бы, зачем стабильно работающему предприятию, не требующему бюджетного финансирования, а наоборот, приносящему деньги в бюджет и выполняющему столько социальных функций для населения и гостей города переходить в частные руки? Частная собственность хороша там, где соблюдаются установленные законы. Российский же опыт построения капитализма заключается во всех мыслимых и немыслимых нарушениях этих законов (уход от налогообложения, обналичивание денежных средств, вывод активов в офшоры и т.п.). Руководство города это понимает и пока сохраняет устоявшееся статус-кво, несмотря на ожесточённые попытки разрушить это положение.

Однако, есть люди, считающие иначе.

Попытки столичной экспансии

Ещё в 2014 году, при вице-губернаторе Василии Кичеджи, предпринималась попытка продажи ДТЗК в частные руки, причем в нарушение всех имевшихся на тот период согласований и договорённостей. Было отказано в продлении договоров о безвозмездном пользовании помещениями для размещения театральных касс. Это привело к задолженности ДТЗК перед Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга. Решениями судов трех инстанций эта задолженность была признана неправомерной.

Дальше – больше. Похоже, что компания ООО «Московская Дирекция театральных касс» (более известная под брендом «Ticketland.ru») в период с 2006 по 2015 год предпринимала несколько попыток «приватизации» ДТЗК.

В декабре 2016 года этой же компанией были направлены заявления, в том числе в петербургский УФАС с требованием привлечь ДТЗК к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В январе 2017 года этот вопрос был выведен в информационное пространство. «Ticketland» отправила открытое письмо и Губернатору Санкт-Петербургу и в СМИ, как мне кажется, вводя их в заблуждение относительно своих возможностей по привлечению зрителей на рынок билетов в Санкт-Петербурге, а так же относительно истории происхождения компании.

Складывается мнение, что в это же время, по заказу «Ticketland», агентствами была запущена компания по дискредитации ДТЗК в средствах массовой информации, где было размещено более 20 публикаций в различных интернет-изданиях, например, судя по всему, не спроста появлялись публикации в газетах «Петербургский курьер», «Комсомольская правда», «Новые Известия», на радио «Эхо Петербурга» и нескольких TV-каналах: «Деловое TV», и «Питер TV».

Все эти потуги закончились «пшиком». В том числе УФАС Санкт-Петербурга, нарушений в деятельности ДТЗК не обнаружил. Проверкой Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, проведённой по поручению Губернатора Санкт-Петербурга, нарушений бюджетного законодательства выявлено не было.

Следующая волна атаки на ДТЗК совпала с предложением о её покупке одним из акционеров «Ticketland» Сергея Солонина, генерального директора платёжной системы QIWI.

Так уж получилось, видимо, совершенно случайно, но в это же время началась очередная проверка ОБЭП, за период которой были затребованы сотни всевозможных документов. Буквально всем сотрудникам ДТЗК пришлось, оставив свою основную работу, печатать и копировать десятки килограммов бумаги. То же самое пришлось делать и контрагентам дирекции, вынужденным предоставлять правоохранителям тысячи листов документации.

Одновременно с этим, сотрудниками правоохранительных органов проводились беседы, с провокационными вопросами о размерах взяток, которые они якобы платят в ДТЗК и о выводе из неё бюджетных средств, обвиняя их чуть ли не в соучастии в растрате бюджетных средств, хотя, как уже указывалось, существующее сейчас ООО «ДТЗК» никогда не получало бюджетного финансирования. При этом ссылка приводилась на якобы имеемые показания некого продюсера Никиты Владимирова, с которым, насколько мне стало известно, ДТЗК могло сотрудничать лишь однажды, реализуя билеты на его мюзикл.

В свете бушующих над столицей театрально-коррупционных скандалов (дело Кирилла Серебрянникова и других), петербургское театральное сообщество выглядит гораздо более здоровым организмом и привнесение в него грубых торгашеских отношений, на мой взгляд, не принесёт пользы ни городу, ни зрителям.

Стоит упомянуть, что результатом приватизации «Московской дирекции театральных касс» компанией «Ticketland» стала, как мне кажется, дезорганизация рынка продаж билетов в государственные (в первую очередь) зрелищные учреждения. При этом московская дирекция до последнего момента находилась на бюджетном финансировании, а продажи билетов в театры Москвы стали для «Ticketland» всего лишь ассортиментным аксессуаром. Из-за этого московские театры, по всей видимости, были вынуждены создавать новые каналы продаж билетов с использованием бюджетного финансирования в течение более полутора лет, чтобы выйти на прежний уровень продаж.

А санкт-петербургская дирекция, не получая бюджетного финансирования с 2003 года, на основе самоокупаемости объединила все городские театры, зрелищные учреждения, спортивные сооружения и музеи в единую сеть автоматизированной продажи билетов на год раньше москвичей.

Евгений Финкельштейн стремится решить свои финансовые проблемы за счёт Санкт-Петербурга?

Но, оказалось, что не только москвичи подумывают о приватизации ДТЗК. Некоторое время назад обострились взаимоотношения дирекции с компаниями, входящими в холдинг «PMI-групп», «Кассир.Ру» и «Театральная касса».

Этот холдинг принадлежит Евгению Финкельштейну. Человек он известный, уважаемый и много сделавший для города. Достаточно сказать о том, что благодаря Евгению Григорьевичу организовывались гастроли в Санкт-Петербурге целого ряда известнейших отечественных и зарубежных исполнителей.

Однако, в последе время его преследуют неудачи. Практически лишившись в 2016 году радийного бизнеса, к концу 2017 года Евгений Филькенштейн похоже подошёл сильно закредитованным.

Просмотрев находящиеся в открытом доступе документы, я сосчитал, что сейчас совокупная кредиторская задолженность всех компаний холдинга может составлять не много, не мало, а более миллиарда рублей. И хотя сроки погашения кредитов, выданных компаниям «Балтинвестбанком» и другими кредитными организациями в основном заявлены примерно на конец 2019 года, долговая нагрузка и обслуживание процентов не могут не сказаться на деятельности холдинга.

Будучи прекрасно осведомлённым о том, как осуществляется работа московской компании «Ticketland» с ДТЗК, он решил, по всей видимости, воспользоваться ситуацией для решения своих финансовых проблем. Причём происходит это, как в известной русской поговорке «без меня меня женили».

Предположив, что вопрос с приватизацией ДТЗК уже решён, Финкельштейн ,вероятно, стал договариваться о её продаже сначала с «Яндексом», с тем же «Ticketland», потом с германской компанией. Переговоры, по видимому, идут относительно продажи принадлежащих ему кассовых активов, но, почему-то, в «одном пакете» с ДТЗК.

Ни руководство города, ни ДТЗК об этих переговорах могли бы никогда не узнать. Похоже, что «Потенциальные покупатели» всё же сами вышли на них со своими вопросами по поводу предлагаемого «объекта продажи».

А перед этим компании Финкенштейна стали проводить политику давления на ДТЗК. Они, например, на Невском проспекте открыли свою кассу примерно в нескольких метрах от центральной кассы ДТЗК и, по всей видимости, перестали выдавать на распространение билеты на проводимые ими коммерчески успешные зрелищные мероприятия, а ранее выданные забрали назад.

Ранее, скорее всего не без содействия ныне находящихся под следствием Дмитрия Михальченко и Андрея Каминова, компания «ТК», к которой по видимому имеет отношение Евгений Финкельштейн, получила кассы в метрополитене, прежде арендованные ДТЗК.

Давление оказывалось и на руководство КСК «Сибур Арена». А не имеют ли к этому и другим фактам склонения к разрыву договоров аренды помещений предназначенных для театральных касс отношение представители Финкенштейна? Вопрос остаётся открытым.

Будет ли подорожание театральных билетов?

Действия и компании «Ticketland», и Евгения Финкельштейна, как мне кажется, преследуют единственную цель - лишить доходов крупнейшую и старейшую билетную компанию Санкт-Петербурга и довести ее до банкротства, в результате чего завершить передел билетного рынка города.

По моему мнению, приватизация «Московской Дирекции театральных касс» привела к обвалам продаж городских театров, дискредитации органов государственной власти и управления и значительным потерям бюджета. Руководство Санкт-Петербурга, Комитет по культуре, городская театральная общественность во главе с Союзом театральных деятелей и Советом директоров театров это, мне кажется, прекрасно понимают.

Понимают они и то, что утрата управляемости на билетном рынке со стороны городских властей неизменно приведет к росту затрат бюджета на распространение билетов в государственные театры, так как сейчас финансовую нагрузку по большой части несёт ДТЗК. Помимо этого, за продажей дирекции в частные руки, обязательно последуют «хронические болезни» современного российского капитализма, такие, как подорожание стоимости билетов, уменьшение зрительского спроса на мероприятия, проводимые городскими зрелищными учреждениями с минимальными ценами, поскольку билеты на них продавать частнику будет не выгодно. Негативные последствия этого можно перечислять и обосновывать ещё долго…

Что же касается того компьютерного сбоя, о котором писал Денис Коротков, то случилось, как удалось выяснить, следующее. В ноябре произошла мощная вирусная атака, выведшая из строя всю компьютерную систему распространения билетов. ДТЗК своевременно обновила программное обеспечение и её кассы заработали, а другие кассы, в частности, принадлежавшие ООО «Театральная касса», а ныне ООО «Кассир.Ру», похоже, что этого вовремя не сделали.

Сергей Анисимов

08.12.2017 14:25

Просмотров: 10448