Наказать Запад или "отморозить уши"?
Фига с газом
И вот мы уже готовы с новой силой бить себя в грудь, вставать с колен и рассуждать о том, что Западу без России не прожить. А может, и правда, есть что-то такое у нас, без чего им там никак не выжить? Попробуем разобраться.
Для начала стоит помнить, что США и Европу надо рассматривать отдельно. Старый и Новый Свет – два разных мира с разными взаимоотношениями с Россией. Евросоюз является крупнейшим потребителем наших товаров. По данным Федеральной таможенной службы, по итогам первого квартала 2019 года на ЕС приходится 48,1% всего российского экспорта – 50,2 млрд долларов! В таком большом объёме наверняка найдётся что-то, без чего европейцы не обойдутся. Вряд ли, конечно, речь идёт о высокотехнологической продукции – 85,92% экспорта приходится на минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки. Газ и нефть, проще говоря. Но без них Европе никуда. В противном случае придётся обогревать дома дровами и ездить на велосипедах.
Второй по популярности товар – медь, на которую приходится 2,75% поставок. Далеко не самый уникальный товар – Россия обеспечивает только порядка 5% мирового производства. На чёрные металлы приходится 1,78% поставок, а на жемчуг с драгметаллами – 1,57%. Уж без русских серёжек как-нибудь перебьются европейцы. Другие же товары вообще занимают ничтожно малую долю.
Так что Европе мы можем разве что перекрыть поток углеводородов. Только вот кому мы этим навредим? В первую очередь себе же, ведь по итогам четырёх месяцев 2019 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 42,8%. Да, Европе будет несладко, но какой ценой! Назло бабушке отмораживать уши – не самая дальновидная стратегия.
Если наши металлурги прекратят поставки, то Boeing будет вынужден отдать рынок европейскому Airbus.
Для США это крайне нежелательный вариант развития событий. Да, есть тут и обратная сторона у медали – эмбарго на поставку титановых изделий в США приведёт к закрытию совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing в Верхней Салде. Всего же на «ВСМПО-Ависма» занято порядка 20 тыс. человек, а в США уходит 32% продукции. То есть попытки показать кузькину мать США заодно приведут и к социальной катастрофе на Урале, где и так сейчас несладко. На прошлой неделе я вернулся из рабочей поездки по Челябинской и Свердловской областям. Экологическая катастрофа в Нижнем Тагиле, спровоцированная местным металлургическим комбинатом, который загрязняет и воду, и воздух, не меньшие проблемы с экологией в Челябинске, теперь ещё сложности с мусорным полигоном – люди на Урале уже не могут терпеть. Если к этому добавится закрытие предприятия и потеря работы, Урал взорвётся.
Точкой кипения может стать не только Урал. Не так давно глава космического командования ВВС США Джон Реймонд, выступая в палате представителей конгресса, признал: Штаты зависят от поставок российских ракетных двигателей РД-180. Действительно, наши ракетные двигатели используются в первой ступени ракет Atlas V. Плюс ещё на ракетах-носителях Antares стоят наши двигатели РД-181. Поставки с НПО «Энергомаш» пока идут: в 2019–2020 годах из подмосковных Химок должны отправить ещё девять двигателей РД-181. Часто приходится слышать: давайте перекроем поставки! Но рухнет ли американская космонавтика от этого? На рынке США есть достаточно широкий выбор ракет-носителей от разных компаний. Вопрос только в том, кто предлагает лучшие условия клиентам. В любом случае закупка российских двигателей для «Атласов» должна прекратиться в 2022 году: уже на подходе альтернативы американского производства. А вот для «Энергомаша» американские заказы обеспечивали до трети выручки. Оставить без работы «Энергомаш», где трудятся штучные специалисты, – это больше удар по собственной космонавтике, чем по американской.
Хотя есть всё же способ. Как выясняется, по-настоящему зависим от российских разработок американский… кинематограф! Операторские краны с гиростабилизацией, устанавливаемые на автомобили, производят в Туле. Даже прижилось название – Russian Arm (Русская рука). Без них не обходится ни одна съёмка сцен погони. Сотрудничать Голливуду с компанией из Тулы оказалось проще и дешевле, чем размещать заказ на подобную разработку в местных компаниях, ориентированных на оборонные предприятия (все передовые разработки в области гиростабилизации сосредоточены именно там). Так что же, ударим по Голливуду?
На самом деле говорить лучше стоит о другом. Действительно, в России ещё остались уникальные компетенции и технологии, но они активно вытесняются поставками нефти и газа. Так проще. И уникальность наших продуктов не означает, что им невозможно найти замену. В мире высоких технологий и оттока лучших мозгов на Запад практически ничего незаменимого нет. Вопрос только в том, что наши товары и технологии оказались выгоднее конкурентов здесь и сейчас. Поэтому, если наша власть сейчас не очнётся и не поймёт, что пора делать упор на технологии, которые появляются не по указу большого начальника на бумаге и в картинках, а в реальности, если не будут созданы условия для сохранения и привлечения мозгов, если не будут открыты рынки для всех желающих, а не только для госкомпаний с ближайшим окружением, то уже совсем в скором времени нам нечем будет гордиться. И соответственно нечем отвечать на санкции.
Просмотров: 11100