На пенсии можно не рассчитывать

Спенсионерили

Пенсия в этом году серьёзно отстанет от инфляции. Но это далеко не самое худшее, что с ней произойдёт. По-прежнему «заморожена» накопительная часть, что ставит под угрозу как существование негосударственных пенсионных фондов (НПФ), так и благополучие будущих пенсионеров.

Каждый пятый россиянин трудоспособного возраста не получает на свой счёт положенных отчислений от работодателя. Десятки миллионов предпринимателей вынужденно отказываются от страховых взносов из-за их величины. В результате на по-настоящему достойные пенсии смогут рассчитывать единицы.

Похоже, правительство полюбило распоряжаться нашими будущими пенсиями в ручном режиме. Судите сами: в середине декабря прозвучало обещание проиндексировать выплаты по старости в соответствии с инфляцией, а ближе к концу января планы изменились – по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, «возможностей большей индексации пока в настоящий момент мы не видим».

Казалось бы, в вопросе, ответа на который ждут множество бабушек и дедушек, поставлена точка. Но метания продолжились: ближе к концу месяца другой вице-премьер, Ольга Голодец, заявила о готовности «выполнить все обязательства» по увеличению пенсий, то бишь повысить их с 1 февраля и с 1 апреля. «Законодательных оснований индексировать второй раз пенсии нет», – возразил ей глава Минтруда Максим Топилин, когда первое повышение таки состоялось.

В итоге цифры сошлись следующим образом: пенсии в текущем году увеличились на 11,4%, инфляция же, согласно прогнозам ответственных лиц, точно превысит 15%. Получается, что старикам предлагают кормиться по прошлогодним ценам! Впрочем, все мы хорошо знаем, насколько оптимистичными могут быть чиновники, когда речь заходит о показателях, за которые они несут ответственность.

Поле экспериментов

Кризис, поразивший российскую экономику, так или иначе, но заставляет власти изобретать всё новые способы облегчения ситуации. Про символическую индексацию пенсий уже сказано, но данной мерой способы выживания государства за счёт «дорогих россиян» не исчерпываются.

Так, 6 февраля глава Минфина Антон Силуанов предложил отменить выплату базовой части пенсии работающим старикам и начать постепенно повышать пенсионный возраст до 63 лет. А недавно в кабинете заговорили о «возможном ограничении выплаты пенсии при очень высоком заработке». Очень высокий – это, согласно формулировке министра труда, «миллион в год хотя бы».

«Если пересчитать предложение Минтруда, то легко получить месячный доход в 83 333 рубля. Не думаю, что при сегодняшнем безумном росте цен практически на все товары и услуги, существенном повышении налога на имущество, нерешённых вопросах с коррупцией, отсутствии эффективных систем страхования эта сумма может являться критерием благополучия», – комментирует сопредседатель Союза потребителей Владимир Слепак.

Гораздо более анекдотична другая инициатива ведомства: на законодательном уровне закрепить гендерное неравенство пресловутых бабушек и дедушек, сделав накопительную часть пенсии у женщин меньше, чем у мужчин. Очевидно, таким образом чиновники рассчитывают минимизировать тот «ущерб», который наносят бюджету дамы, которые в России обычно живут гораздо дольше представителей сильного пола. По статистике, последние умирают чуть ли не сразу после завершения трудовой деятельности и соответственно недополучают деньги, ранее перечисленные ими в ПФР.

«Выходит, что женщины виноваты в том, что живут дольше мужчин, – так интерпретирует намерение Минтруда директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Если какая-то часть населения имеет несчастье прожить у нас в России немножко дольше, то её за это не надо дополнительно наказывать».

НПФ приговорены?

Экспериментируя с населением одной рукой, другой государство, похоже, потихоньку его ощипывает.

Практика «заморозки» пенсионных накоплений – что фактически означает их изъятие у будущих пенсионеров в пользу нынешних – продлена на 2015 год и, не исключено, будет продолжена в дальнейшем. По крайней мере Топилин не исключает этого «в случае тяжёлой бюджетной ситуации». Конечно, правительство заверяет почтенную публику в том, что деньги никуда не пропадут и вернутся гражданам. Вот только процесс возврата немного затянулся: впервые о «заморозке» заговорили осенью 2013-го, когда власти решили передать в ПФР, то есть оставить в казённой системе, накопительную часть пенсий, по факту должную оказаться в распоряжении ВЭБ и негосударственных НПФ. Летом 2014-го чиновники признали, что средства вернуть пока не получится, а вскоре продлили «заморозку» на год нынешний.

Но если изъятые финансы не попадут в распоряжение НПФ в ближайшие годы, то, по мнению аналитиков, это будет означать смерть фондов. И такой исход весьма вероятен.

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин убеждён: государство не станет возвращать изъятые средства. По его словам, происходит «попытка правительства изыскать хоть какие-то деньги в ситуации, когда доходы бюджета снижаются». «Формально эти средства бесхозные, это накопления, которые станут пенсиями через много лет, когда накапливающие эти деньги люди состарятся и достигнут пенсионного возраста, – поясняет эксперт. – Правительству проще всего украсть эти деньги у граждан, и граждане не возмутятся так, как если бы у них урезали зарплату или сегодняшние пенсии».

Крутитесь сами

Жизнь показывает, что до возмущения действительно далеко. И, вероятно, не из-за того, что население готово отказаться от откладываемых на заслуженный отдых средств. Просто всё больше наших соотечественников, не доверяя государству, планируют свои будущие доходы самостоятельно.

Известно высказывание Голодец, оценившей число занятых в сером секторе экономики в 36 млн человек. Все они, по словам чиновницы, «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты». А значит, никаких налогов не платят.

Минтруд, со своей стороны, отмечает, что около 20% населения в трудовом возрасте отсутствует в базе данных ПФР. Следовательно, за них никто не платит взносы. «В будущем у них не будет страховой пенсии», – сетуют в министерстве.

Но каждый пятый – это в среднем по стране. По свидетельству наблюдателей, есть в РФ регионы, где государство «не видит» половину работоспособных жителей. На биржу труда они не идут вследствие ничтожности назначаемого там пособия, в бизнес тоже не суются из-за, согласно определению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, «слишком высоких издержек, связанных с социальными платежами и налогами». В общем, каждый крутится как может.

Похоже, пенсионная система вскоре окажется никому не нужной вещью в себе. Да и кому она будет нужна без выкачанных из неё финансов?

Всеволод Истомин

16.02.2015 13:37

Просмотров: 3436