На базе полупогруженной платформы было создано водолазное глубоководное судно
Необычные корабли. «Регалия»
Полупогруженные платформы
Как мы уже говорили, добыча углеводородов с морского дня возможна с помощью нескольких типов платформ. В случае, когда добыча производится в сложных ледовых условиях на небольших глубинах, строится мощный корпус, который устанавливают прямо на дне. Примером таких решений является российская платформа «Приразломная». В более легких внешних условиях ставят самоподъемные платформы. Они представляют собой основу, через которую проходят три опоры, которые опускаются на дно и делают всю платформу неподвижной и устойчивой. Глубина бурения – то есть высота опор достигают 80 метров. Примером таких платформ является российская платформа «Арктическая». Для добычи с глубин с 200 метров используют полупогруженные самоходные платформы. Наряду с буровыми судами это мобильные средства добычи углеводородов, которые могут относительно просто менять своё местоположение и переходить с одного участка работы на другой. Примером является российская платформа «Северное сияние». Полупогруженные платформы имеют два понтона, на которых на мощных стойках монтируется саамы платформа с буровым оборудованием. Это специфические морские суда, водоизмещением от двадцати до сорока тысяч тонн, способных передвигаться со скоростью до 10 узлов. Они позволяют производить бурение и добычу с глубин от несколько сотен метров до трех километров.
Как всегда происходит, после появления нового типа узкоспециализированного судна, морские инженеры задумались – а где можно ещё использовать такие суда? Полупогруженные платформы оказались универсальной основой для решения самых разных нетривиальных задач. На базе платформ такого класса создали первый в мире плавучий космодром и базу для радара противоракетной обороны. Об этом применении полупогруженных платформ смотри статьи ««Морской старт» – реальность и вопросы» и ««Техасские башни» и плавучий радар». Была и еще одна сфера применения таких платформ. Дело в том, что при подготовке к буровым работам и во время их проведения водолазами-глубоководниками проводятся различные работы на дне в районе скважины. Часто под платформой на дне монтируется различное технологическое оборудование, связанное с перекачкой добытой нефти и газа в береговые хранилища. Необходим периодический контроль такого оборудования. Кроме этого, контролируется и устойчивость опор платформы (если она самоподъёмная). Есть еще и другие задачи. Для обеспечения работ водолазов-глубоководников существуют специализированные водолазные суда. Кроме барокамер, водолазных колоколов и другой аппаратуры, на них находятся пилотируемые и телеуправляемые подводные аппараты для визуального осмотра техники, расположенной на дне. В СССР в состав нефтегазодобывающего флота входили два таких судна «Спрут» и «Скат». Первый базировался в Мурманске и обеспечивал водолазные работы на Севере, второй работал в Каспийском море и базировался в Баку. Морские инженеры предложили – для обеспечения такого рода работ всю водолазную технику и оборудование можно разместить на полупогруженной платформе. Возможностей для обеспечения работы водолазов-глубоководников на ней существенно больше, чем на самом современном специализированном водолазном судне, а способность передвигаться самостоятельно позволяет такой платформе быть конкурентом классическим водолазным судам. Так появилась платформа «Регалия».
Морская платформа «Regalia»
Концепция размещения оборудования морского глубоководного водолазного судна на полупогруженной платформе была реализована в 1985 году. Тогда в Гётеборге в Швеции была введена в строй платформа «Regalia». По своим параметрам это была полупогруженная самоходная платформа средних размеров, на которой был размещен жилой блок, блок водолазного оборудования и ходовой мостик, с которого было сосредоточено управление платформой. На платформе так же были смонтированы два мощных крана. Основной кран мог поднять 400 тонн с глубины 650 метров, или 200 тонн с глубины 1 265 метров. Вспомогательный гран поднимал 50 тонн с глубины 900 метров, или 100 тонн с глубины 410 метров. Они предназначались для спуска на дно и подъёма различных грузов, в том числе подводных аппаратов. Сама платформа имела длину 95 метров и ширину 92 метра, то есть в плане это был практически квадрат. Полное водоизмещение платформы составляло 21 030 тонн. Суммарная мощность двигателей 21 000 л.с. Осадка в погруженном состоянии составляла 19,5 метров. Её мореходность была проверена в штормовых условиях Северной Атлантике. В интернете есть видео, на котором показано, как во время серьезного шторма «Регалия» держит волну.
Платформа обеспечивала водолазные работы на нефтегазовых месторождениях в Северном море, и ходила под флагом Сингапура. До 2000 года «Регалия» была известна только узкому кругу специалистов, занятых в сфере добычи углеводородов с морского дна.
Гибель подводной лодки «Курск»
Об этой мрачной странице российского ВМФ написаны книги и сняты многочисленные документальные фильмы. В Интернете можно найти огромный объём информации по этому вопросу. В статье мы расскажем только об одном аспекте этой трагедии – подъёме тел погибших подводников с борта атомохода. Президент России принял решение о подъёме тел подводников с субмарины. Аварийно-спасательная служба Северного флота, после «лихих 90-х», не могла обеспечить быстрое решение, поэтому по указанию руководства страны ЦКБ «Рубин», разработчик атомного подводного крейсера проекта 949А, к которому принадлежал погибший К-141 «Курск» заключило договор с норвежским отделением корпорации «Halliburton» о проведении операции по подъёму тел моряков с «Курска». Базой для водолазов должна была послужить платформа «Регалия». В состав группы водолазов входили норвежские водолазы-глубоководники, работавшие на обеспечении добычи в Северном море и российские водолазы-глубоководники из 40-го НИИ в Ломоносове. Норвежские водолазы должны были прорезать прочный корпус, наши – работать внутри лодки.
Предварительную тренировку водолазы проходили на однотипном атомоходе Северного флота К-266 «Орел». После подписания договора «Регалия» начала движение на север, к российско-норвежской границе. На месте работ находился БПК проекта 1155 «Адмирал Харламов» – его потом сменил «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1, гидрографическое судно «Семен Дежнев» и океанский спасатель «Алтай». В задачу гидрографа входило непрерывное наблюдение за придонными течениями и контроль над радиационной обстановкой, а спасатель дублировал «Регалию» – это была резервная точка приема водолазов, если на платформе произойдет какая-то техническая поломка. Несмотря на сложные погодные условия, и задержки с ними связанные, водолазы решили поставленную перед ними скорбную задачу. После окончания этих работ, 8 ноября 2000 года платформа ушла в Норвегию. На её борту находились и российские водолазы-глубоководники – они не успели завершить длительный процесс декомпрессии. Российские и норвежские водолазы находились в барокамерах платформы. Это было одним из достоинств «Регалии». Поскольку свободного места на ней было много, конструкторы предусмотрели большие барокамеры, в которых одновременно могли находиться несколько десятков водолазов-глубоководников. Для сравнения. На обычных спасателях и водолазных судах в барокамере одновременно могут находиться только несколько человек. По норвежским правилам, после работы на глубине около 100 метров для адаптации водолаза он должен пробыть в барокамере 5-6 дней. Поэтому российские водолазы стали «пассажирами» на водолазной платформе, которая переходила к новому месту работы.
После окончания этой работы, «Регалия» вернулась к своей обычной рутинной деятельности – её водолазы и подводные аппараты обеспечивали добычу углеводородов со дна Северного моря. Последним большим проектом платформы стало обеспечение подводных работ на месторождении Монтроуз в центральной части Северного моря. 26 мая 2021 года платформа была выведена из эксплуатации.
Просмотров: 3949