Морская крепость почти век защищала столицу Приморья

Щит и меч Владивостока

Все страны, имеющие выход к морю, имеют свою береговую оборону. «Золотое время» для береговой артиллерии пришлось на ХХ век. Даже сейчас, в XXI веке, некоторые страны сохранили на вооружении береговую стационарную артиллерию, хотя в наше время её основу составляют мобильные ракетные комплексы с противокорабельными ракетами и мобильные артиллерийские установки.

Вершиной мощи и надежности в береговой обороне являются приморские крепости. В России – Советском Союзе было две морские крепости – Кронштадтская и Владивостокская. В этой статье мы расскажем о строительстве и службе Владивостокской крепости.

Начало

К середине XIX века в Российской Империи осознали необходимость защиты дальневосточных рубежей. В 40-е годы XIX века они представляли собой бескрайние моря и леса с минимальным количеством населенных пунктов. Однако уже Крымская война заставила научиться защищать свои города. Эскадра Балтийского флота в составе фрегатов «Диана», «Паллада», «Аврора», корвета «Оливуца» и вооруженного транспорта «Байкал» отразили атаку англо-французского флота на Петропавловск-Камчатский. После окончания Крымской войны было принято решение о строительстве береговых батарей, прикрывавших основные приморские города на Дальнем Востоке.

В 1860 году был основан военный пост Владивосток, который благодаря своему географическому положению быстро рос и развивался, и уже через двадцать лет, к 1880 году, получил статус города. С 1888 года Владивосток стал административным центром Приморской области Российской империи. Первоначально военный порт Владивостока защищали несколько береговых батарей. Основная база Первой Тихоокеанской эскадры – Порт-Артур – имела мощные береговые батареи, но, во-первых, они не были интегрированы в единую систему обороны, а во-вторых, укрепления не обеспечивали оборону базы с суши. Поражение в Русско-Японской войне заставило принять решение о создание вокруг Владивостока морской крепости, по мощи сопоставимой с Кронштадтом. Владивосток стал стержнем российского присутствия на Дальнем Востоке. Собственно говоря, строительство укреплений началось еще в конце XIX века, но создание на их базе морской крепости развернулось только после 1905 года. В 1914 году строительство крепости было завершено на 70%. В годы первой мировой строительство не прерывалось. Только революция и гражданская война заставили сделать перерыв.

Здесь необходимо сделать отступление, чтобы объяснить, чем морские крепости отличались от береговых батарей и фортов. В первой половине ХХ века все крупные приморские города, военно-морские базы и важные торговые порты были прикрыты береговой артиллерией. Как правило, это были три-четыре батареи крупнокалиберной и среднекалиберной артиллерии (иногда больше), которые в свою очередь прикрывали зенитные батареи. Иногда, если позволял рельеф берега (в основном, в странах Скандинавского полуострова) использовались береговые торпедные аппараты. Как правило, в зоне артиллерийского огня береговых батарей в военное время ставились оборонительные минные заграждения. Но эти батареи защищали только свои сектора. В качестве примера можно привести береговую оборону Севастополя. Она состояла из мощных бронебашенных батарей калибром 305-мм, 203-мм, и открытых батарей с пушками 152-мм. 130-мм. Были две подвижные железнодорожные батареи с пушками калибра 152-мм.

На поверхности у таких бронебашенных батарей была только бронированная башня с орудиями, а всё остальное находилось глубоко под землей в бетонных казематах. Но дело в том, что Севастополь практически не был готов к атаке с суши. В результате 12-ти дюймовые пушки были вынуждены стрелять по пехоте и танкам. А ведь их прицельная дальность стрельбы по морским целям составляла до 30 километров!

Морская крепость в отличие от береговых батарей и фортов имеет значительно большее число орудий, сектора обстрелов перекрываются, есть противодесантные огневые точки. В морских крепостях, как правило, предусматривается оборона крепости с суши. Плотность огня морской крепости такова, что противник не рискует штурмовать её укрепления. Как мы уже говорили, в России-СССР были только две морские крепости – Кронштадтская и Владивостокская.

Форт №12. Фото: wikipedia/Alexander Kononenko

Об эффективности обороны Кронштадта говорит тот факт, что немцы не рискнули входить в Финский залив под огонь кронштадтских фортов, и выставили сетевые и минные заграждения поперек залива на линии Таллин – Хельсинки. Форты Кронштадта во время осады города использовались не совсем по назначению – они вели контрбатарейную стрельбу, и подавляли, все выявленные батареи немцев, обстреливающие Ленинград на дальностях порядка 20-30 километров.

Кроме этого, одним из признаков морской крепости является наличие в ней железнодорожной артиллерии, действующей со специально проложенных железнодорожных веток. Условно, с поправкой на эпоху, можно сказать, что морские крепости создавали в ХХ веке зону A2/AD – зону ограничения и воспрещения доступа.

Советская эпоха возрождения морской крепости Владивосток

Гражданская война в Приморье окончилась позже, чем в остальных частях Советской России – в 1922 году. Приморье вошло в состав РСФСР. Владивостокскую крепость надо было кардинально модернизировать. Причин было несколько. Во-первых, крепость так и не была достроена полностью. Во-вторых, о её особенностях стало известно всем потенциальным противникам – во время интервенции с крепостью ознакомились американцы и японцы. В-третьих, необходимо было организовать оборону не только с моря, но и с суши. И, наконец, в-четвертых. Крепость необходимо было перевооружить. Дело в том, что при строительстве батареи и форты крепости вооружались артиллерийскими системами конца XIX века. К середине 20-х годов ХХ века они безнадёжно устарели.

Второе рождение крепости произошло в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Произошли инцидент на КВЖД, где главной ударной силой выступила Амурская флотилия, и, самое главное, оккупация Японией Маньчжурии и создание там марионеточного государства Маньчжоу-Го. Большевики поняли, что Владивосток, как стержень развития советского Дальнего Востока, надо укреплять. Вернулись к старой идее сделать «дальневосточный Кронштадт». Как и западная морская крепость, восточная должна была взять под контроль большую акваторию Тихоокеанского побережья СССР и обеспечить её оборону с суши.

Во Владивосток приехали несколько комиссий военных инженеров, задачей которых было определить облик будущей морской крепости. Было принято решение перевооружить существующие батареи и форты, построить новые бронебашенные батареи. построить базы для морской авиации и 150 бетонных дотов.

Уже в 1932 существующие форты и батареи на острове Русский и в бухте Золотой Рог получили первые 7 батарей, вооруженных тяжелыми орудиями.

Бронебашенные батареи

Основу обновленной крепости должны были составить так называемые бронебашенные батареи. Это термин того времени. Выше уже говорилось, что на поверхности находилась только орудийная башня с двумя, или тремя орудиями в каждой. Ещё на поверхности был КДП – командно-дальномерный пост. Все остальное – под землей, в бетонных казематах. К этому надо добавить, что все такие батареи располагались только на закрытых позициях. Это значит, что с моря их не видно. Артиллеристы стреляют по данным, полученным с дальномеров КДП, расположенных на большом расстоянии от орудийных башен. Почему было принято именно такое решение? Дело в том, что в те годы японский флот имел подавляющее преимущество и мог проводить любые операции, которые считал необходимыми. Основа японского флота того периода – мощные линкоры и крейсера с крупнокалиберной артиллерией. Не дать японцам выйти на позиции и организовать уничтожение Владивостока могли только такие же крупнокалиберные морские орудия.

В 1933 году началось строительство батарей с новыми 180-мм морскими пушками Б-1-К. Такие пушки стояли на крейсерах проекта 26, 26-бис и на крейсере «Красный Кавказ». Дальность их стрельбы была до 40 км. Эти батареи, расположенные на островах Попова и Русский перекрывали Амурский и Уссурийские заливы, и все подступы с моря к Владивостоку.

Ворошиловская батарея

Появлению самой мощной батареи во Владивостокской крепости предшествовало печальное событие. 24 ноября 1919 года, в Петрограде, на стоящем на длительном хранении линкоре «Михаил Фрунзе» - до революции линкор назывался «Полтава» -произошел пожар. Пожар оказался роковым для корабля. «Полтава» был вторым кораблем из четырех балтийских линейных кораблей-дредноутов типа «Севастополь». Главным вооружением корабля были 12 орудий калибром 305-мм, расположенных в четырех трехорудийных башнях. В 20-х годах было много проектов, как восстановить корабль, но линкор пошел на слом. Все артиллерийское вооружение было отправлено на склады Балтийского флота. В черте современного Владивостока есть остров Русский. Сегодня – это развивающийся район города. На нем в 2018 году проходил саммит АТЭС.

Ворошиловская батарея. Фото: wikipedia/Walterwefer

Сегодня на острове располагается кампус Дальневосточного университета. С точки зрения защиты города от атак японского флота, Русский идеальное место для расположения батареи крупнокалиберных морских орудий. В начале 1932 году на острове работала комиссия по выбору места для батареи, а уже через два года, 11 ноября 1934 года, приказом Высшего военного командования Дальнего Востока береговая башенная батарея № 981 имени Клима Ворошилова была принята в состав Владивостокской крепости. При проектировании батареи было принято решение – использовать пушки «Полтавы». Все механизмы, обеспечивающие стрельбу, были установлены в специальных подземных бетонированных казематах. Там же находилась электростанция, обеспечивающая питанием батарею. На острове даже проложили железнодорожную ветку. На Ворошиловской батареи использовались две башни линкора – шесть орудий калибром 305-мм. Две другие башни после окончания Великой Отечественной войны были установлены в Севастополе. Они заменили взорванную в годы войны батарею. Старый линкор и после смерти продолжал служить своей стране.

Железнодорожная артиллерия.

Железнодорожные артиллерийские транспортеры с тяжелыми орудиями – достаточно редкий вид вооружения. Такие установки были в Германии для обстрела и разрушения сухопутных укреплений, в США и Великобритании для береговой обороны в единичных экземплярах. В боевых действиях участие не принимали. СССР был единственной страной, который организовал серийное производство такого оружия и его боевое применение. Это был огромный многоосный железнодорожный транспортер, на котором устанавливалось морское орудие большого калибра. В том районе, которые должны были прикрывать такие орудия, строилась сеть железнодорожных веток, с оборудованными позициями для стрельбы.

Транспортер на Поклонной горе. Фото: Андрей Максимов
Транспортер ТМ-3-12 с 305 мм пушкой на Красной горке на Балтике. Фото: wikipedia/One half 3544

С моря они не просматривались. К каждому орудию полагался специальный состав обеспечения – вагоны-мастерские, вагоны для снарядов, пассажирские вагоны. Для таких транспортеров использовались стволы тяжелых морских пушек, снятых с боевых кораблей. Поэтому артиллерийские транспортеры несли орудия калибром 180-мм, 305-мм, 356-мм. В СССР такие пушки входили в состав Кронштадтской и Владивостокской крепости, и прикрывали порты на Чёрном море.

Итоги

К началу Великой Отечественной войны в составе Владивостокской крепости находилось свыше 50 батарей и фортов, на которых стояли 150 тяжелых морских орудия (включая железнодорожную артиллерию). Было построено свыше 150 ДОТов для противодесантной обороны и обороны города с суши. В состав крепости входили аэродромы и гидроавиадромы. О том, что комплекс обороны был продуман до мелочей, говорит следующий факт. Под одной из сопок, находящейся в черте города, был прорублен железнодорожный тоннель. Его назвали «Тоннель имени Сталина». Сейчас по этому тоннелю ходят электрички, связывающие Владивосток с одним из пригородов. А первоначально тоннель предназначался для базирования бронепоезда, который должен был участвовать в отражении высадки японского десанта. Крепость включала Приморский оборонительный район, Владивостокский укрепленный район, Хасанский оборонительный район, Артемовский сектор береговой обороны. Формально, крепость участвовала во Второй мировой войне. В августе 1945 года батарея №250. вооруженная 180-мм орудиями, вела огонь по японским позициям на территории Кореи. После войны, батареи крепости были оснащены РЛС артиллерийской стрельбы. Последний раз крепость модернизировалась в 60 -70-х годах ХХ века. Тогда резко испортились отношения СССР и КНР. Военные на полном серьезе рассматривали сценарий атаки НОАК – Народно-Освободительной армии Китая – на Владивосток.

В 1992 году во Владивостокской крепости в последний раз были проведены учения с боевой стрельбой, в которой участвовала Ворошиловская батарея.

Владивостокская крепость как музей

Заключение

Крепость не сделала ни одного боевого выстрела за свою историю. Но она полностью выполнила свою задачу – никто не рискнул нападать на столицу Приморья.

Сегодня Владивостокская крепость – музей, а Ворошиловская батарея – один из самых популярных его частей. Посетители смотрят на гигантские пушки и понимают, почему в бурном ХХ веке город не подвергался нападениям.

Андрей Максимов

25.08.2020 20:45

Просмотров: 13180