Мораторий не мешает «кошмарить» малый бизнес
Проверяй, не доверяй!
Эксперты отмечают: вся проблема в том, что государственная махина набрала обороты и уже не может притормозить. Фактически изменение произошло лишь одно: плановые проверки стали внеплановыми, то есть ещё менее управляемыми государством. По выражению президента «Опоры России» Александра Калинина, с этого года они растут «в арифметической прогрессии».
Разгон этой напасти происходил весь прошлый год, о чём свидетельствуют данные Генпрокуратуры и Минэкономразвития. Цифры этих ведомств немного разнятся, но направление движения, его суть характеризуют одинаково, и это – курс на дальнейшее удушение. По данным Генпрокуратуры, 66% проверок бизнеса в 2015 году носили внеплановый характер. По данным Минэкономразвития, их доля в тотальном контроле – 59%. Ведомство представило статистику. В 2013 году на внеплановые приходилось 49% от всех проверок, в 2014 году их доля подскочила до 56%, а в 2015-м достигла 59%. За год на 824 тыс. плановых проверок пришлось 1 млн 180 тыс. внеплановых. И это без учёта проверок на муниципальном уровне, данных по которым у Минэкономразвития пока нет.
Само отсутствие таких данных – очевидный повод для проверки, хоть плановой, хоть неплановой, ведь странно в эпоху компьютеров и Интернета месяцами формировать базы данных. И эту, похоже, никем не контролируемую медлительность можно объяснить целым спектром причин вплоть до манипуляций. Но какой интерес может быть в контроле работы государственных органов? Никакого. В отличие от проверок бизнеса. «Там, где мы их (проверки. – Ред.) сокращаем по планам, они тут же вырастают вне плана», – объяснил ситуацию замминистра экономического развития Олег Фомичёв. Он сообщил, что Минэкономразвития включило в антикризисный план пункт о снижении числа внеплановых проверок малого и среднего бизнеса в 2017 году на 30%. 1 марта правительство утвердило план, но без этого пункта. Куда он подевался, никто не знает.
Вред таких проверок для бизнеса очевиден: нервотрёпка, сбой текущей деятельности вплоть до полной остановки работы, репутационные и, конечно, денежные издержки. Интересный факт от Генпрокуратуры: примерно 8–10% фирм за год проверили 5 и более раз. Вред огромный, а пользы мало. Впрочем, для кого как, выгодоприобретатели есть: 6–8% от всех проверок инициируются в целях конкурентной борьбы и даже отъёма бизнеса.
Кем инициируется? Генпрокуратура знает и это: одним из нарушений она называет необоснованные проверки по анонимным обращениям. То есть проверяльщики за государственный счёт выполняют попутную задачу уничтожения или отъёма бизнеса в чьих-то корыстных интересах. Тупо выполняют роль инструмента и сами этого не осознают?
Казалось бы, анонимка должна рассматриваться как повод к принятию мер в самую последнюю очередь. Однако выясняется: исключение анонимных обращений в качестве основания для проведения внеплановых проверок потребует внесения изменений в законодательство. К радости бизнесменов, они уже готовятся. В правительстве тоже кипит работа над решением проблемы обязательной идентификации личности заявителя о нарушении для проверки этого нарушения. Может быть, в итоге анонимщики наконец будут обузданы. А может, и нет.
Александр Калинин, президент «Опоры России»:– Теоретически сейчас тебе могут выписать штраф, а могут предписание. Но если контролёр вышел на проверку и вернулся без штрафа, то начальник тут же его вызовет и обвинит в коррупции. Все говорят: я лучше штраф выпишу и буду жить спокойно.
Мы предлагаем ограничить первую проверку предписанием. Это сразу снимет напряжённость в сфере контроля и надзора. Все будут понимать, что контролёры – не карательные экспедиции по сбору податей, а в каком-то смысле консультанты.
Просмотров: 6727