Монополия торговых сетей ведёт к появлению дефицита качественных продуктов и высоким ценам

НищЕДА

«Короли отечественного ретейла» всё больше загоняют людей из привычных магазинов в супердешёвые дискаунтеры. Особый цинизм ситуации в том, что торговые точки для самых бедных приносят огромные прибыли, которые легко могут утекать на офшорные счета.

Еда оставалась значимой статьёй расхода в бюджете россиян с самого начала эпохи капитализма. В последние годы средний россиянин тратил на продукты около 30% бюджета. В этом аспекте на международной арене Россия выглядела не так уж плохо. Конечно, граждане экономически благополучных европейских стран могли себе позволить больше: на еду у них уходило всего около 15% трат. И всё же на постсоветском пространстве Россия смотрелась явным фаворитом. Однако с каждым годом картина становилась менее радужной, если присмотреться к деталям. По данным за 2020 год, 71% россиян тратили на еду более половины своего дохода. Вряд ли ситуация с тех пор сильно изменилась в лучшую сторону. Более того, в прошлом году аналитики отметили, что люди стали ещё старательнее экономить на еде. 37% граждан покупают только самое необходимое, 41% ищут на полках товары со скидками, 61% закупаются в «магазинах низких цен».

Похоже, что для таких торговых точек начинается эпоха расцвета. По данным NielsenIQ, в структуре розничных продаж на офлайн-рынке России в 2023 году на них приходится уже 64% товарооборота. При этом растёт и количество таких магазинов. Только за семь месяцев 2023 года число дискаунтеров FMCG-сетей увеличилось более чем на 2 тыс., подсчитали в «Infoline-Аналитике». И у этого процесса могут быть неожиданные последствия.

Добро пожаловать!

То, что в народе назвали «нищемаркетами», специалисты именуют «жёсткие дискаунтеры». Нишу собственно «дискаунтеров» по-прежнему занимают «Магниты» и «Пятёрочки», которые магазинами низких цен называть уже мало кто рискует. Изменилось и восприятие качества товаров. Помните, лет пять-шесть назад многие граждане воротили нос от консервов, колбас и полуфабрикатов из «Магнитов» и «Пятёрочек»? Теперь же товары из этих далеко не премиальных торговых сетей служат чуть ли не эталоном качества для покупателей в жёстких дискаунтерах «Дикси», «Чижике» или «Светофоре».

Впрочем, напрямую сравнить соотношение цен и качества не получится. В жёстких дискаунтерах, как правило, продаются товары под уникальными марками и в непривычной по размеру упаковке. С одной стороны, большую упаковку делают для снижения цены за грамм. С другой – взять немного на пробу не получится. В чём выгода владельцев сетей? Так обеспечиваются объёмы продаж товаров сомнительного качества.

Магазины такого формата снижают и стандарты качества обслуживания. В торговых залах, как правило, нет продавцов, которым можно задать вопросы. А само торговое помещение больше напоминает склад – без ремонта, без витрин, с плохо вымытыми полами… Похоже, новый формат торговли вызывает и деградацию качества в пищевой промышленности. Жёсткие дискаунтеры заказывают у производителей продукты специально для себя. Главное требование – убийственно низкая цена. Технологи-пищевики не ломают голову над тем, как сделать продукт вкуснее, полезнее, лучше, чем у конкурентов. Нужно просто заполнить упаковку максимально дешёвыми ингредиентами.

Появление таких магазинов могло бы выглядеть как элемент здоровой конкуренции на рынке продуктов, если бы за торговыми сетями разных форматов не стояли одни и те же бенефициары (см. Кто в выгоде).

Потому магазинов низких цен каждый день становится всё больше, при этом цены продолжают расти. Создаётся впечатление, что владельцы торговых сетей под разными предлогами сокращают свои издержки и специально загоняют народ в сверхдешёвые магазины. В итоге качество жизни россиян ухудшается, как и социальное настроение.

Игра с цифрами

Одним из главных страхов россиян остаётся инфляция. Аналитический центр НАФИ и страховой дом ВСК перед Новым годом провели традиционный опрос: спрашивали, что людей беспокоит больше всего. На первом месте, как обычно, страх заболеть тяжёлой болезнью – об этом сообщили 30% опрошенных. Инфляция и рост цен оказались на второй строке, они пугают 27% респондентов. Получается, что страх заболеть раком пугает россиян чуть больше, чем подорожание продуктов! А вот ещё одна цифра: в конце прошлого года общий размер кредитов россиян достиг рекордного показателя в 34,8 трлн рублей. При этом закредитованность россиян растёт: 28,6% заёмщиков имеют больше трёх действующих кредитов, ещё 8,6% – больше пяти. Похоже, что это только цветочки.

Власти видели угрозу ещё несколько лет назад, но предотвратить её, как видно, не смогли. По итогам 2021 года Росстат заявил о росте продовольственной инфляции до 10,89%. «Чем меньше доход у человека, тем больше в его личной потребительской корзине занимают продукты, а значит, что инфляция бьёт по нему в первую очередь. Если мы её сейчас упустим, то пострадают наименее защищённые группы населения», – говорила тогда глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В то же время было объявлено, что по итогам 2022 года ЦБ планирует вернуть продовольственную инфляцию к целевому уровню 4%. На практике получилось 10,29%. В прошлом году, если верить Росстату, продовольствие подорожало всего на 8,2%. Совпадение ли, но как раз в 2023 году Росстат изменил методику подсчёта инфляции. Так что теперь сложнее сопоставлять рост цен с прошлыми годами. Зато ЦБ сможет говорить о приближении инфляции к целевому уровню. Но изменит ли это на практике ситуация с ценами в магазинах?

Слишком много продавцов

Кажется, что цены в магазинах уже давно не определяются балансом спроса и предложения. Сейчас это скорее результат какой-то мутной игры, которую ведут ретейлеры. Наглядный пример – ситуация с солью. Аналитики Руспродсоюза подсчитали, что доля импортной соли в прошлом году на российском рынке составила 33,6%. Своей соли в России достаточно, но «торговые сети ставят на полки зарубежную соль либо продукцию компаний-перефасовщиков импортной соли вместо соли российских добывающих предприятий». Стоит ли напоминать, что импортная соль продаётся в разы дороже отечественной? Это такой удобный способ повысить финансовую отдачу с погонного метра на магазинной полке! А ведь памятны и случаи не очень понятного взлёта цен на гречку и подсолнечное масло. При том, что особых причин на то не было. И после публичной волны возмущения цены пошли на спад.

Неоднозначной остаётся ситуация и с прошлогодним подорожанием яиц. На прошлой неделе появилась новая версия произошедшего: ЦБ заявил, что причина яичной проблемы – вдруг возросший спрос со стороны фармацевтических компаний. Мол, яйца используются в качестве сырья при производстве вакцин от кори, паротита, краснухи и гриппа. А повышение спроса на яйца возникло из-за ухода с российского рынка иностранных фармпредприятий, что привело к необходимости «экстренного наращивания отечественных мощностей».

Видимо, не случайно в открывающихся один за другим жёстких дискаунтерах такой небольшой ассортимент и нет свежих скоропортящихся продуктов. Доброкачественной еды уже просто не хватает, чтобы заполнить все эти стеллажи и паллеты! Потому покупателям предлагаются суррогаты

Однако приводимые в докладе ЦБ цифры выглядят как-то неубедительно. На производство вакцин требуется 100–120 млн яиц в год, или около 0,2–0,3% общего выпуска, указывают финансисты. Получается, рост спроса мог составить доли процента. Неужели это могло стать причиной яичного коллапса? К тому же параллельно появилась информация: в России не хватает прививок от кори из-за дефицита яиц. Так куда же делись яйца? Уже есть данные Росстата за прошлый год: производство яиц выросло на 1,2%. К этому ещё надо прибавить экстренные поставки из соседних стран. Так, может, яйца никуда не делись, просто скорость их движения к прилавкам снизилась, а ценники под этим предлогом переписали? И что самое главное – яйца, предназначенные для вакцин, не идут в пищу, а обычные продуктовые яйца не могут быть использованы в производстве вакцин. Для этого используются яйца, отвечающие определённым параметрам, в том числе по биологической чистоте.

Впрочем, пока что на официальном уровне в создании яичной проблемы виновными назначены птицефабрики. ФАС возбудила дела в отношении четырёх предприятий в Кемеровской, Воронежской, Ивановской областях и ДНР. Сообщается, что эти компании «допустили рост оптово-отпускных цен на куриные яйца от 31 до 40% по сравнению с сентябрём при снижении средневзвешенной себестоимости продукции». Но к торговым сетям всё же остаются вопросы: зачем было закупать яйца у «жадных» птицефабрик, когда можно было поискать на рынке более выгодные предложения? Возможно, разгадка в том, что свободного рынка продуктов питания не осталось и всё давно поделено между монополистами?

Поглощение рынка

Потому у нас есть своя версия относительно того, почему стране вдруг перестало хватать яиц или куриного мяса. Дело в том, что торговые сети постоянно растут. Ежегодно в стране открываются тысячи новых магазинов. Так, менеджеры ретейлеров улучшают статистику, чтобы получить свои бонусы. И хотя продуктов производится достаточно для питания граждан, их просто не хватает на то, чтобы заполнить всё новые и новые торговые площади. Создаётся иллюзия дефицита, и появляется повод поднять цены. В этот сценарий отлично вписывается и история с нехваткой куриного мяса, когда Минсельхоз утверждал, что в производстве просадок нет (там сыграло роль ещё и увеличение числа ресторанов быстрого питания).

В условиях свободной конкуренции магазин с пустыми полками просто лишился бы покупателей и закрылся. Но, как часть огромной торговой сети, он продолжает спокойно работать. Да ещё и создавать поводы для повышения цен, пугая граждан и чиновников малым количеством товаров. Видимо, не случайно в открывающихся один за другим жёстких дискаунтерах такой небольшой ассортимент и нет свежих скоропортящихся продуктов. Доброкачественной еды уже просто не хватает, чтобы заполнить все эти стеллажи и паллеты! Потому покупателям предлагаются суррогаты. Чтобы заполнить прилавки магазинов, мясо, молоко, овощи, фрукты и крупы перерабатываются в какие-то консервы, колбасы и другие полуфабрикаты непонятного качества. Теперь, как видно, очередь дошла до курятины и яиц. Похоже, придётся привыкать к меланжу вместо глазуньи и паштету со вкусом курицы вместо окорочков. Либо придётся жёстко ограничивать число сетевых магазинов, которые, кажется, превратились в одну большую торговую монополию. Потому что у обычного покупателя вряд ли найдётся в его районе альтернатива крупному магазину – разве что такой же, только другой сети. Что это как не олигополия?

Кто в выгоде

Иван Ромоданов

11.02.2024 12:00

Просмотров: 15884