Кто и сколько зарабатывает на Таможенном союзе?
Безграничные возможности
Понять, почему против ТС ополчилась Америка, не мудрено. Для той же Хиллари Клинтон любая интеграция на постсоветском пространстве видится опасной, ведущей к росту влияния России в мире. Гораздо сложнее понять позицию стран Евросоюза. Но это нам с вами, а экономисты и в этом не видят сложности. Дело в том, что с недавних пор несколько европейских стран – Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн – объединились в Европейскую ассоциацию свободной торговли и действуют во многом в пику Евросоюзу. Действуют, надо сказать, весьма успешно. Поскольку эти страны в структуры ЕС не входят, они независимы в принятии решений, с кем торговать. Представителей ЕС, разумеется, это злит. Год назад ассоциация заключила договор о свободной торговле с Таможенным союзом – и получила от этого немалые преференции. Конечно, мнениями Исландии и Лихтенштейна касательно торговли с ТС никто бы и не думал поинтересоваться, не будь их партнёрами Швейцария с Норвегией – 20-я и 29-я экономики мира. Евросоюзу пришлось предпринимать демонстративные шаги, ограничивающие торговлю с ТС. Экономисты этот шаг расценили скорее как политический жест в сторону Москвы, Астаны и Минска: мол, хорошенько подумайте, с кем дружить – с Брюсселем или с Осло и Берном. Впрочем, это скорей жест отчаяния, ведь сегодня на долю Евросоюза приходится почти половина всего товарооборота с Россией. Это сотни миллиардов долларов, баснословные деньги. Станут ли европейцы рисковать ими – вопрос риторический.
Евразийская экономическая комиссия насчитала 105 ограничительных мер, применяемых к товарам из стран ТС. 44 меры считаются антидемпинговыми, они приходятся на акцизы, санкции экономического характера, административные барьеры и дополнительные сборы, а также на ограничения квот. На долю стран дальнего зарубежья приходится три четверти ограничений, остальные меры применяются странами СНГ. Европейский союз применяет антидемпинговые меры в отношении трубной и химической продукции, запрещает ввоз шкур рыси и волка и ограничивает поставки зерновых культур, текстиля и товаров ядерного цикла. Америка применяет экономические санкции к белорусским товарам, а кроме них ещё и антидемпинговые меры в отношении российской химии и металлургии. Также США традиционно ограничивают импорт оружия из России.
На страны СНГ приходится 38% ограничительных мер. Об Украине, применяющей 16 мер, стоит сказать особо. Что же до других, то больше всего претензий к Ташкенту. Узбеки применяют дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций – на муку, кондитерские, мясные и колбасные изделия, растительные масла, сахар, пиво и т.д. А на молочную продукцию вообще установлен лютый акциз в 70%. Кроме того, Узбекистан применяет к ТС и меры административного воздействия. Конвертирование валюты на территории этой бывшей советской республики задерживается в среднем на срок от 3 до 12 месяцев – из-за таких проволочек экспортёры проигрывают, получая на 10–12% меньше возможного дохода. По словам председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, «ещё неизвестно, кто больше препятствий чинит ТС – Евросоюз или Узбекистан».
Наблюдатели утверждают, что препоны, чинимые официальным Ташкентом, носят скорее не экономическую, а политическую подоплёку. Год назад президент Ислам Каримов заявил о том, что «на постсоветском пространстве активизируются силы, стремящиеся путём различных вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому, при этом забывая о тоталитарной сущности советской империи». И Узбекистан, разумеется, не будет присоединяться к сомнительным межгосударственным объединениям, таким как ТС. Политологи уверяют, что с помощью подобных заявлений Каримову удаётся удерживать баланс между Москвой и Вашингтоном – неизвестно, надолго ли.
Да и позиция Вашингтона в целом вскоре должна измениться. Говорят, что число ограничений значительно уменьшится из-за вступления России в ВТО и ряд антидемпинговых мер теперь можно оспорить в рамках этой организации. Если же Барак Обама отменит поправку Джексона – Вэника, как он обещал в ходе президентской кампании, ограничительных мер для товаров ТС за океаном почти не останется – за исключением уже упоминавшегося оружия.
Теперь отдельно – об Украине и её странной позиции. До сих пор Киев считался основным торговым партнёром ТС после Брюсселя: по данным Федеральной таможенной службы России, на долю ЕС в январе – сентябре 2012 года приходилось 48,8% всего российского товарооборота с другими странами, а на долю Украины – 5,5%. Это порядка 60 млрд долларов. Формально Украина воздержалась от прямого вхождения в ТС, но вошла в зону свободной торговли СНГ, ратифицировав трёхсторонний договор между Москвой, Минском и Киевом. Собственно, других участников в этой зоне пока нет вообще – остальные желающие ещё не определились и договор не ратифицировали. Юридически зона свободной торговли – тот же ТС, только с большим пространством для сопротивления нежелательной конкуренции. Недаром президент Украины Виктор Янукович признал, что его страна и так представлена в ТС – «на секторальном уровне».
По словам украинских экономистов, сопротивление Украины и введение ею неких санкций к товарам ТС – не что иное, как показуха, в надежде замаскировать интеграционные стремления правительства этой страны. Политическая ситуация на Украине остаётся довольно сложной и после прошедших выборов, и президенту Януковичу приходится учитывать мнение противников интеграции с Россией, хотя остановить сам процесс интеграции вряд ли смогут и оппозиция, и сам Янукович, и кто угодно другой.
Вводя антидемпинговые меры в отношении товаров из России, Украина даёт возможность их оспаривать – странная позиция для импортёра, согласитесь. Скажем, по подсчётам министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнёва, ущерб от украинских ограничительных мер в торговле составляет порядка 200 млн долларов в год. Но этот ущерб, как выясняется, весьма условный – в отличие от узбекского. Ведётся семь расследований (пять антидемпинговых, одно специальное защитное и одно антидискриминационное), и не факт, что введённые Киевом ограничения не удастся оспорить. Для Януковича это своеобразные поддавки: и политическая оппозиция довольна, и отношения с Москвой не испорчены.
Впрочем, позиция Украины, как ожидается, в ближайшее время будет конкретизирована. По словам Януковича, речь о сотрудничестве в формате 3+1 пойдёт уже этой зимой, а к осени следующего года интеграционный процесс может завершиться. Пока, как говорят эксперты, Киев выторговывает себе некие особые условия, касающиеся преференций для металлургической и химической промышленности (это две бюджетообразующие отрасли экономики Украины). «Мы хорошо понимаем: если мы не найдём инструмента сотрудничества с ТС, мы можем многое потерять, – заявил президент Янукович. – Сегодня для экономики Украины это недопустимо. Вопрос ТС для Украины не политический, а вопрос выживания».
А для России Таможенный союз – не только вопрос геополитики, как принято считать, но и вопрос прибыли. От создания ТС наша страна уже получила прибыль в размере около 400 млрд долларов, и примерно такие же деньги мы сможем получать ежегодно. Прибыль же Белоруссии и Казахстана значительно скромнее – по 16 млрд в год. Кстати, экономисты подсчитали и возможную прибыль Украины от участия в ТС, это порядка 150 млрд в год – те самые спасительные миллиарды для тонущего корабля украинской экономики.
Просмотров: 2293