Кому принесёт пользу деление Минобрнауки?

Науку увели от школы

Министерства образования и науки больше нет. По рекомендации Дмитрия Медведева президент разделил главное образовательное ведомство страны на две части – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов. Этим же указом президент упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), передав его функции Министерству науки и высшего образования.

За последние десятилетия это не первая реформа системы управления образованием. Какие цели она преследует на этот раз?

На первый взгляд реорганизация Минобр­науки напоминает возврат к советским временам. В те годы за школьное образование отвечало Министерство просвещения, за высшее – Министерство высшего и среднего специального образования, а Академия наук существовала отдельно. Сегодня политологи высказывают мнение, что реорганизация ведомства могла понадобиться не для спасения образования и науки, а для того, чтобы поделить власть между различными группировками. Не секрет, что в последнее время против министра Ольги Васильевой была организована мощная кампания критики. Подобрали даже замену – на её место прочили руководителя агентства «Сириус» Елену Шмелёву, которая предполагала сделать упор на работу с одарёнными детьми. Также в планах, поговаривают, была отмена ЕГЭ, так как единый экзамен и работа с одарёнными детьми – понятия несовместимые. Однако у Васильевой нашлись достаточно влиятельные покровители. В результате было принято соломоново решение: уж если Васильевой больше нравится то, что называется «просвещение», пусть занимается школьным блоком и средним образованием. Представителям же либерального клана решили отдать высшее образование и науку. Какие последствия будет иметь разделение Минобрнауки для школ, «Наша Версия» спросила Всеволода Луховицкого – преподавателя русского языка школы «Интеллектуал», сопредседателя профсоюза «Учитель». «С одной стороны, это вроде бы здравая мысль, поскольку наука – это не совсем образование, а значит, развивать их надо по-разному, – пояснил он. – С другой стороны, это может быть обусловлено желанием развивать именно науку и вузы, а к школам относиться по остаточному принципу. Очевидно, что статус Министерства просвещения ниже статуса Минобрнауки. На практике же, боюсь, мы получим ведомство с крайне ограниченным функционалом. Госпожа Васильева не раз жаловалась на то, что она многое хотела бы изменить, но у неё связаны руки. Вот только изменится ли что-то после этой реформы? Не думаю, ведь у министра было без малого два года на реализацию задуманного. Много было сказано и очень мало сделано».

Вместо вуза на завод

Однако есть мнения, что выделение Министерства просвещения в отдельную структуру имеет определённые цели. «Объединение в одном ведомстве образования, да ещё и науки, было ошибкой, которая привела к повальной ориентации всех учащихся на получение высшего образования, поэтому преобразования в структуре Минобрнауки назрели давно. Всех стали ориентировать исключительно на подготовку к поступлению в вуз. Без разницы в какой!» – заявил президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.

Тут невольно вспоминаются слова Ольги Голодец, которая, будучи куратором социального блока в правительстве, некоторое время назад заявила: две трети россиян не нуждаются в высшем образовании. «Повышение качества среднего специального образования открывает доступ ко многим профессиям, которые прежде требовали обучения в вузе», – заявила тогда журналистам Голодец. Не исключено, что в свете сокращения финансирования на просвещение Ольга Васильева будет вынуждена заняться подготовкой школьников не к поступлению в вузы, а к освоению рабочих специальностей, например возродить ПТУ и структуры формата рабочих училищ. А вот что будет с количеством бюджетных мест в вузах – вопрос открытый. Как заявил «Нашей Версии» доктор юридических наук, профессор ВШЭ Илья Шаблинский, «во многих вузах соотношение бюджетных и «платных» мест сегодня является коммерческой тайной, равно как и сумма платы за обучение». На этом фоне всё громче звучат слова опасения в связи с тем, что позитивные наработки прошлого окажутся разрушены. Так, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы, член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина заявила: «Сейчас важно, чтобы не настала ситуация содержательного водораздела… Это особенно важно в ситуации, когда вузы курируют профессиональные классы в школах, открывают техникумы и колледжи, а школьники реализуют сов­местные проекты с учёными и студентами».

Однако в любой реформе есть свои плюсы. Есть шанс, что, сосредоточившись на школах и детских садах, Ольга Васильева наконец разберётся с вопросом очередей в дошкольные учебные заведения, а также наведёт порядок с безопасностью в школах, приведёт к единому знаменателю школьные программы и избавится от тех методик, на которых автор больше зарабатывает, чем даёт детям знания.

«Финансовый гений» науки

Министерство науки и высшего образования возглавил 41-летний Михаил Котюков, руководитель бывшего Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Того самого ФАНО, против которого восстали академики и которое стало одной из причин отставки бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Теперь ФАНО нет, а его бывший руководитель стоит во главе всей российской науки. Факт странный и удивительный. Говорят, на эту должность прочили многих именитых ректоров вузов, академиков с мировыми именами, а возглавил ведомство, по сути, финансист, имеющий очень опосредованное отношение к науке. Михаил Котюков окончил Красноярский государственный университет по специальности «финансы и кредит» в 1999 году. Там же началась его головокружительная управленческая карьера. Ещё будучи студентом третьго курса, он, к удивлению многих, стал главным экономистом кредитного отдела финансового управления администрации Красноярского края, а к концу обучения – начальником контрольно-ревизионного отдела финуправления. Позже Котюков занимался частным бизнесом, был заместителем губернатора и министром финансов Красноярского края, работал в экспертной группе «Реформа пенсионной системы», занимался делами ветеранов и инвалидов в комиссии при президенте РФ, и в результате был включён в состав президентского резерва управленческих кадров. В итоге в 2012 году он стал заместителем министра финансов России Антона Силуанова. И уже через год Дмитрий Медведев назначает его руководителем Федерального агентства научных организаций, созданного в рамках реформы РАН – структуры, которая занималась «инвентаризацией» имущества академиков. Поговаривают, что его продвинула на эту должность Ольга Голодец, которая до этого работала с Котюковым в Красноярском крае. При этом опыта работы в науке г-н Котюков практически не имеет, если не считать тех четырёх месяцев, когда он занимал пост проректора по экономике и финансам одного из вузов.

Ни у кого нет сомнений, что в новой должности он продолжит заниматься прежде всего финансовыми вопросами. «Михаил Котюков, вероятно, талантливый финансист. На от науки он страшно далёк. Этот уникальный человек смог за год сократить финансирование фундаментальной науки на 3 млрд рублей!» – отмечает профессор факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Владимир Сухомлин.

Сейчас учёные прогнозируют в первую очередь сокращение числа научноисследовательских институтов. Известно, что все институты РАН уже разделены на три категории. Третья категория – под закрытие, вторая – «ты работай пока, но у тебя есть проблемы». Первая категория – это «институты-лидеры». Среди IT-институтов во всей России таких нашли только три. Сотрудник одного из таких институтов, Сергей Абрамов, сетует: «За последние два года финансирование нашего института упало на 30%. У нас угроблен университет. Хотите помочь сохранить лидерство? Дайте финансирование, удалите от нас лапы Рособрнадзора, чтобы мы могли иметь у себя бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и диссертационный совет».

В настоящее время Михаил Котюков формирует свою команду. Как утверждают источники в Российской академии наук, у нового министра будет два первых зама. Один станет курировать высшее образование, второй – научные организации. Так как сам министр имеет весьма косвенное отношение к обеим сферам деятельности, ему на «самом верху» поручено на эти должности подобрать профессионалов, а не друзей-финансистов.

Справка

Министерство образования и науки было создано в 2004 году и являлось правопреемником Министерства образования, преобразованного в 1999 году из Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. До 1996 года начальным и средним образованием управляло Министерство образования, а высшим и послевузовским образованием и наукой – Государственный комитет по высшему образованию.

Ирина Мишина

31.05.2018 15:22

Просмотров: 9139