Компания-разработчик электромобиля «Атом» заявила о сборе 36 тысяч предзаказов

Испытание «Атома»

Пока общественность недоумевает, кто эти люди, согласившиеся заплатить деньги за кота в мешке, возникает подозрение, что шумиха могла понадобиться вовсе не ради рекламы «Атома», а с целью прикрыть трату 6 млрд государственных рублей.

О начале сбора предзаказов было объявлено в начале августа. Тогда компания «Кама», занимающаяся разработкой «Атома», пригласила всех желающих заплатить 7 тыс. рублей и получить гарантированную оферту на приобретение машины из первой партии – её выпуск намечен на середину 2025 года. Таких, если верить заявлению компании, нашлось 36 тыс. человек.

Для автомобильного рынка предзаказы являются обычной практикой, но одно дело, когда его объявляет хорошо знакомый всем бренд, и совсем другое, если речь идёт о компании, создающей свой первый продукт. Да, озвученные характеристики «Атома» выглядят впечатляюще: запас хода до 500 километров, скорость – около 170 километров в час, разгон до сотни за 7 секунд, а кроме того – итальянский дизайн и масса «умных» бортовых систем. Вот только затея с предзаказом выглядит довольно мутно. Во-первых, как следовало из предложения, все рекламные описания – это только слова, точная информация о характеристиках электромобиля, а также о его цене станет известна позже. Так что не факт, что все заказанные авто получится продать. Вдруг выяснится, что цена «Атома» составит миллионов пять, а проехать без подзарядки он сможет лишь километров 200. Зачем тогда было городить огород? Только ради пиара?

Как известно, проект «Атом» родился на основе реализовывавшегося КамАЗом проекта «Кама-1», на который из бюджета ушло 210 млн рублей. Однако затем разработки стали достоянием частного АО «Кама», основными владельцами которого оказались гендиректор КамАЗа Сергей Когогин и предприниматель Рубен Варданян. Такая трансформация актива у многих вызвала недоумение, но разбираться в её перипетиях не стали. Весной прототип «Атома» показали публике. На фоне собравшего восторженные отклики дизайна за кадром осталось то, что силовая установка для электромобиля пока что даже не создана. Позже стало известно, что её быстрым созданием (до начала серийного выпуска всего год!) займутся структуры «Росатома», который вроде как ранее не имел отношения к автомобилестроению. А в конце июля СМИ сообщили, что входящая в «Росатом» компания «Рэнера» стала совладельцем АО «Кама», вложив в него 6,2 млрд рублей. И хотя в «Росатоме» эту сделку назвали «относительно небольшой инвестицией», ясно, что речь идёт об очень большой сумме. Причём с учётом весьма туманного будущего «Атома» неясно, удастся ли вернуть эти деньги. Вдруг цена электромобиля окажется такой, что его не будут покупать? Но оправдывать затраты надо, всё-таки «Росатом» – государственная компания. И успешный сбор заявок на автомобили из первой партии может этому помочь.

Татьяна Нижегородская

16.10.2023 08:00

Просмотров: 2706