Каждый третий лифт в России небезопасен
Только вниз
«По факту гибели женщины и ребёнка при падении лифта в Симферополе возбуждено уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Назначены необходимые экспертизы», – отрапортовали в Следственном комитете. В переводе с чиновничьего языка это означает, что сейчас будут лихорадочно искать стрелочника, которого и назначат главным виновником случившейся трагедии. Не исключено, что в итоге он даже получит весьма суровое наказание – отсидит в тюрьме три-четыре года.
По крайней мере именно так вышло по итогам одного из самых резонансных случаев, связанных с падением лифта. В январе 2016 года произошло падение лифта в столичном элитном жилом комплексе «Алые паруса». В результате погибла 36-летняя Ирина Володина. Заключение Ростехнадзора показало, что трос оборвался из-за технической неисправности и разлома кабины. Главным виновником назначили электромеханика Алексея Белоусова, ныне отбывающего свой срок в колонии строгого режима.
Беда только в том, что подобные происшествия, к сожалению, вовсе не следствие халатности какого-то отдельного монтёра. «В результате длительного отсутствия обязательной системной технической инвентаризации и техобследования растёт количество техногенных происшествий, в том числе с гибелью людей: взрывы газа, «лифтопады», обрушения несущих конструкций жилых домов», – констатирует член комитета ТПП по предпринимательству в ЖКХ Юрий Павленков.
Нашли на чём сэкономить
Даже по данным официальной статистики, каждый третий лифт в России может считаться небезопасным. А в 19 регионах страны причиной потенциальной трагедии может стать и вовсе добрая половина всех лифтов. После резонансного случая в «Алых парусах» в Госдуме прозвучала тревожная статистика: с 2011 по 2016 год в лифтах погибли 73 человека. Очевидно, что с тех пор ситуация не только не поменялась, но, напротив, ухудшилась. Эксперты отмечают, что каждый год количество лифтов, выработавших свой ресурс, увеличивается на 10 тысяч.
За грамотную эксплуатацию лифта и его своевременный ремонт согласно действующему законодательству у нас отвечают управляющие компании. Несколько лет назад в Минстрое серьёзно ужесточили надзорные требования к лифтам. Более того, были введены дополнительные лицензионные требования для организаций, занимающихся их обслуживанием. Но хорошо выглядящая на бумаге система в реальности не работает. Дело в том, что обращаться к этим самым организациям для обслуживания или необходимого ремонта должна управляющая компания. «А УК не заинтересована вкладывать в это деньги. Это одна из статей, на которой они постоянно экономят», – рассказывает глава попечительского совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Сергей Креков.
Новый лифт надёжность не гарантирует
Ярким подтверждением слов эксперта служит и тот факт, что «лифтопады» сегодня нередко происходят в домах, построенных сравнительно недавно. То есть там, где лифты ещё совсем новые. Именно такой случай произошёл в конце прошлого года в подмосковном Домодедове. В одной из свежих многоэтажек неожиданно оборвавшийся лифт пролетел пять этажей. Находившимся внутри женщине и её 11-летнему сыну удалось спастись – в лифте сработал тормоз. «Сначала он потихоньку ехал вниз, потом просто оборвался. Мы были практически в свободном падении. Остановились где-то на шестом этаже от достаточно резкого удара», – рассказывала тогда в интервью на «Радио 1» пострадавшая.
Годом ранее, в декабре 2016 года, трагедия с лифтом и вовсе произошла в строящемся (!) доме. В городе Обнинске Калужской области из-за падения лифта при строительстве жилого дома погибли двое рабочих.
В 2014 году в Нижнем Тагиле обрыв лифта произошёл в центральной городской больнице. В нём на момент обрыва находились восемь человек. Что интересно: несмотря на все эти ЧП, ни одного серьёзного разбирательства так и не было проведено. «В основе всей системы контроля стоит УК, – поделился с «Нашей Версией» на условиях анонимности один из участников рынка. – Бизнес управления домами сегодня один из самых криминализированных в стране. Когда мы говорим об организациях, которые заходят, чтобы снять деньги, а потом исчезнуть и раствориться, то неудивительно, что по итогам расследования трагических событий стрелочником делают кого-нибудь из технического персонала».
Капля в море
«Сегодня по планам Минстроя в рамках программы по капитальному ремонту планируется заменить 30–50 тыс. лифтов. Это капля в море», – говорит Сергей Креков.
Впрочем, даже запланированные к обновлению 50 тыс. лифтов чиновники не всегда знают куда поставить. «От недостатка актуальных технических сведений о многоквартирных домах не меньше чем вполовину теряется качество программ капремонта, – говорит Юрий Павленков. – Ни регулятор в лице Минстроя, ни жилищный надзор так и не удосужились создать методику технического надзора, анализа и выработки адекватных мер».
КОНКРЕТНО
Для того чтобы понять, что с лифтом что-то не в порядке и что он нуждается в осмотре специалиста и, возможно, в ремонте, следует обратить внимание на следующие неполадки. Если лифт «ошибается» в этажах, вибрирует во время движения, едет не плавно, а рывками, кабина не останавливается вровень с этажом (допустимое отклонение всего полсантиметра!), значит, пора обращаться в управляющую компанию и требовать профилактического осмотра. Если УК не предпринимает никаких действий, можно жаловаться в органы жилищного надзора, прокуратуру, Роспотребнадзор. Заменить лифт можно двумя путями. Первый – попасть в федеральную или региональную программу капремонта. Второй – самим жителям собрать необходимую сумму. Правда, стоит это очень недёшево. Замена лифта обходится как минимум в 1,5 млн рублей.
Просмотров: 7692