Как справиться с бытовым национализмом?

Бытовой национализм у нас был всегда, даже в «лучшие советские времена», когда мы уделяли много внимания поддержанию и воспитанию национального согласия. Как его преодолевать? Идеологическими воспитательными мерами, культурой человека и решением всех социально-экономических вопросов. Люди должны жить лучше, потому что как только у кого-то возникают проблемы, то кто первым делом виноват? Ага, евреи! Или кавказцы, или русские... Апеллирование к национальной карте довольно распространено, потому что так очень удобно сразу решить все проблемы.

Любовь Слиска, заместитель председателя Госдумы (фракция «Единая Россия»):

– У нас уже очень давно нет специалистов, которые грамотно занимались бы национальной политикой в таком огромном и великом государстве, как Россия. А если в этом смысле что-то и бывает, то как-то с наскока, когда в структуры самых разных ведомств назначаются чиновники, которые о национальной политике вообще никакого понятия не имеют. К сожалению, у нас в стране вообще никто не занимается национальной политикой. А ведь совсем неплохо было бы взять историю Российской империи последних лет и посмотреть, как там решался национальный вопрос, – и ведь на это нужно совсем немного времени. Но прежде всего своих детей нужно правильно воспитывать, чтобы они понимали: не важно, какой ты национальности, но важно, что представитель другой национальности имеет такие же права на защиту чести и достоинства, как и ты. И всё-таки нужно обходиться без кулаков, иначе видно плохое воспитание, которое дают и родители, и воспитатели, к сожалению, тоже оказавшиеся не на высоте. Не думаю, что президенту Дмитрию Медведеву нужно делать какое-то отдельное заявление по поводу драки в детском оздоровительном лагере. На то он и президент России, а не руководитель отдельного субъекта Федерации, как Рамзан Кадыров. Я вообще не хочу, чтобы здесь пахло национализмом, потому что это совсем неправильно и обязательно побуждает к каким-то ответным действиям. Если сейчас начать разбираться в том, кто из нас имеет какие-то национальные особенности, если брать всю историю отношений наших предков, то мы все, наверное, просто передерёмся! Ведь настолько смешана кровь, настолько и в нашей истории, и в каждом роду было много национальностей… Это будет очень большая глупость – связывать любую бытовую драку с национальными вопросами.

Александр Чуев, советник председателя Совета Федерации РФ, депутат Госдумы третьего-четвёртого созывов:

– Безусловно, бытовой национализм существует, и, к сожалению, это связано с тем, что вот уже долгие годы мы живём в сложном геополитическом положении. Был СССР, который распался на ряд республик, и был единый народ, который распался на этнические группы, а школа перестала давать интернациональное воспитание. Да, мы должны бороться с бытовым национализмом, но главное, мы должны исключить причины, порождающие его. В частности, если мы хотим, чтобы доминирующая нация не обижала национальное меньшинство, надо сделать так, чтобы и нацменьшинство (вне зависимости от того, какое оно) тоже не переходило грань приличий. Президент Чечни, защищая своих, уже выступил по поводу произошедшего в пионерлагере «Дон». А почему, интересно, не выступил президент России или, скажем, представитель правительства? Почему молчат остальные? Это очень неправильно, потому что национализм – это обоюдоострый меч. Нельзя, борясь с национализмом, обращать эту борьбу только по отношению к русскому народу. Если разбираться с проблемами национальной розни, то здесь абсолютно все должны быть равны перед законом. Нужно тщательно разбираться в каждой конкретной ситуации и не должно быть никаких политических реверансов. Сейчас получается некий перекос, и понятие «межнациональная рознь», к сожалению, понимается только в отношении к этническому большинству. Русские всегда оказываются виноватыми, но этот перекос не может привести ни к чему хорошему, более того, как раз именно это может стать источником для усиления бытового национализма. Не нужно обычному бытовому конфликту придавать национальную окраску и переводить его на политический уровень: это очень опасно. Нам нужна внутренняя национальная политика, которая должна проводиться и финансироваться государством. Должны быть определены приоритеты и цели, однако сегодня такой политики в масштабах нашего государства, к сожалению, просто нет.

Юрий Скуратов, профессор, завкафедрой конституционного и административного права, Российского государственного социального университета, генпрокурор России в 1995–2000 годах:

– Бытовой национализм у нас был всегда, даже в «лучшие советские времена», когда мы уделяли много внимания поддержанию и воспитанию национального согласия. Как его преодолевать? Идеологическими воспитательными мерами, культурой человека и решением всех социально-экономических вопросов. Люди должны жить лучше, потому что как только у кого-то возникают проблемы, то кто первым делом виноват? Ага, евреи! Или кавказцы, или русские... Апеллирование к национальной карте довольно распространено, потому что так очень удобно сразу решить все проблемы. Но известно, что нет плохих народов, а подлецов и негодяев достаточно в каждом, и нужно им противодействовать. Что касается случая в лагере «Дон», то вся проблема началась с банального хулиганства, и там не было межнационального заряда. А потом, как это нередко бывает, всё обросло националистическим окрасом. Руководству субъекта Федерации и представителям федеральных органов власти сейчас не надо бросаться в крайности и самим впадать в бытовой национализм. Нужно подождать, чтобы накалившиеся страсти остыли, а потом делать выводы. И ещё. По сообщениям СМИ, сейчас якобы намеренно разваливается дело об убийстве москвича, в котором обвиняют гражданина Чечни. Это редчайший случай, когда по подозрению в убийстве при задержании, при таких серьёзных обстоятельствах подозреваемому вдруг поменяли меру пресечения и он даже не задержан. Налицо коррупционный фактор, и надо разбираться с теми, кто принимал эти процессуальные решения. А коррупционную составляющую используют не только чеченцы, но и наши русские, и многие другие. Малые народы более консолидированы и более эффективно борются за свои права, нежели русские. Так что нам надо учиться у них защищать друг друга, а родственникам убитого надо действовать более жёстко.

Аркадий Арканов, писатель:

– Это всегда было и будет свойственно огромной территории, которая называется Россия. Коренные жители нашей страны всегда считали людей иной веры, иного цвета волос или разреза глаз (чаще всего абсолютно без злого умысла) чем-то второстепенным. Но и те, кто не является коренным жителем России и приезжает сюда, скажем, из республик бывшего СССР, почему-то очень часто считают коренных жителей России, тех, кто живёт на её территории, тоже второстепенными людьми. А ведь они приезжают сюда в гости, но не умеют себя здесь вести. Да, мне могут не нравиться условия того или иного дома, где я бываю в гостях. Но я – гость и должен с этим мириться и считаться. Если я, войдя в чужой дом, начну в нём всё переворачивать по-своему, то меня по меньшей мере нужно из этого дома просто выставить. К большому сожалению, тема неравноправного отношения к другой нации приводит к тому, что ничего не значащим, обыкновенным бытовым конфликтам, которые обычно заканчиваются, например, взаимным оскорблением, ударом по морде либо просто дракой, из-за того, что в таком конфликте принимают участие две-три разные нации, как правило, сегодня придаётся национально-политическая окраска. Примечательно, что очень часто именно русские оказываются виноватыми. Хотя как поговоришь с ними, то выясняется, что на самом деле виноваты другие… Да, Чечня – это тоже Россия, и чеченцы – россияне. Формально это так. Но если после очередного конфликта в тюрьму пойдёт не русский, а представитель другой национальности, то мы опять получим известный ответ: это угнетение малой нации великой державой.

Я не говорю, кто лучше, а кто хуже, но мы разные и по восприятию мира, и по менталитету, и по вере. Знаете, говорят, что в бане все равны. Вот и нужно, чтобы все вышли «оголёнными» и поговорили начистоту.

А потом протянуть друг другу руку. Вот и всё. И когда эта проблема будет решена, то и правозащитники будут редко «возникать». Потому что им будет нечего делать.

Любовь Слиска, заместитель председателя Госдумы (фракция «Единая Россия»)
Александр Чуев, советник председателя Совета Федерации РФ, депутат Госдумы третьего-четвёртого созывов
Юрий Скуратов, профессор, завкафедрой конституционного и административного права, Российского государственного социального университета, генпрокурор России в 1995–2000 годах
Аркадий Арканов, писатель

Александр Саргин

02.08.2010 12:46

Просмотров: 5320