Как «серийный потерпевший» Владимир Буйвидис ищет выход из дела о мошенничестве на госзакупках

Между оговором и приговором

Неожиданное развитие получила история с госзакупками китайской электроники под видом отечественной. Бывшие коллеги Буйвидиса, по-видимому, отнеслись к делу «Биэм Групп Интегратор» с большим служебным рвением. Теперь за решётку могут отправиться люди, которые даже рядом с этой компанией ни разу не стояли. Жалобы адвокатов Луки Гаврилова на действия следователя, вероятно, легли под сукно. Что дальше – Таганский районный суд «проштампует» обвинительное заключение?

Дело в отношении бизнесмена Евгения Михалёва, а также двух бывших сотрудников Минпромторга Антона Горлова и Луки Гаврилова продолжат рассматривать в четверг, 12 февраля. Следствие считает, что собрало достаточные доказательства, чтобы обвинить фигурантов в мошенничестве в особо крупном размере. Потерпевший – тот самый Владимир Буйвидис, а вопросов к обстоятельствам дела куда больше, чем ответов.

Адвокаты говорят, что начало процесса под председательством судьи А. Ю. Тимаковой было скомканным, как будто результат его и так должен быть всем понятен. В частности, по словам Ирины Калмыковой, которая защищает Гаврилова, 22 января судья самостоятельно огласила письменные доказательства по делу, сообщив участникам только названия протоколов следственных действий, не отразив суть содержания документов. «Изучение 14 томов материалов уголовного дела заняло у неё около 40 минут. Таким образом, действия судьи прямо указывают на обвинительный характер процесса», – считает адвокат. Она добавила, что Гаврилов до сих пор не ознакомлен с текстом предъявленного обвинения, а прокурор на прошлом заседании огласил лишь одно постановление – о привлечении в качестве обвиняемого Михалёва.

Если так, то каким образом в деле появились два других фигуранта, и почему они много месяцев находятся в СИЗО?

Взяли одного, судят троих

Связать бывших чиновников Гаврилова и Горлова с преступлением, которое инкриминировали Михалёву, весьма нелегко. Вечером 25 марта 2025 года последний был задержан сотрудниками ФСБ в офисе «Биэм Групп». Это произошло в ходе оперативного эксперимента. Предприниматель рассчитывал получить от Владимира Буйвидиса 10 млн рублей наличными, но вместо них ему досталась «кукла» и вопросы от людей в погонах.

Далее материалы оперативного эксперимента были направлены в СУ по ЦАО ГСУ СК России по Москве, сотрудник которого начал расследование в отношении задержанного бизнесмена. И, как мы поняли, до осени 2025 года Евгений Михалёв был единственным его фигурантом.

В материалах, полученных следователем от организаторов оперативного эксперимента, говорилось также о неких неустановленных сотрудниках Минпромторга, которые якобы должны были получить взятку. Установить их личности, очевидно, не удалось, и потому суд теперь рассматривает дело по «резиновой» ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), а не по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) и не по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).

Ни Андрей Горлов, ни Лука Гаврилов не работали в министерстве на момент задержания Евгения Михалёва. Более того, знакомство с последним, по сути, имел только Горлов, выразивший искреннее недоумение по поводу крупной суммы денег, которую Михалёв пытался ему вручить во время очередного оперативного эксперимента. Однако, оказавшись в СИЗО, Горлов с большой долей вероятности подвергся серьёзному давлению, в результате чего мог указать на своего бывшего коллегу Гаврилова как на подельника в охоте за деньгами Буйвидиса

«Михалёв в переписке с Горловым сообщает, что намерен забрать часть денежных средств Буйвидиса в счёт компенсации долговых обязательств последнего, а оставшуюся сумму держать у себя неопределённое время. То есть нет никакой информации, что Гаврилов должен был получить хотя бы какую-то часть из вышеназванных денежных средств», – продолжает адвокат Ирина Калмыкова.

«Серийный потерпевший»

Но самое интересное в этой истории – то, что, по словам адвокатов, в материалах уголовного дела не отражены сведения о том, каким образом, когда и при каких обстоятельствах Буйвидис обратился в органы с заявлением на Михалёва. «Отсутствует также целый пакет документов, которые должны были быть оформлены сотрудниками, проводившими оперативно-розыскные мероприятия. В том числе нет ни добровольного согласия Буйвидиса, ни согласия понятых на участие в ОРМ, отсутствуют акты выдачи Буйвидису технических средств», – рассказывает Ирина Калмыкова.

4 декабря 2025 года Лука Гаврилов подал в правоохранительные органы заявление о совершенном в отношении него Буйвидисом преступлении, предусмотренном ст. 304 УК РФ (провокация взятки). По словам его адвоката, следственные органы до сих пор не приняли никакого решения по данному заявлению. Аналогичная судьба, утверждает Ирина Калмыкова, постигли и жалобы на нарушения в ходе следствия, которые были направлены прокурору начальнику СУ СК России по г. Москве, прокурору ЦАО и прокурору города Москвы.

Все эти события выглядят тем более яркими, если учесть, что Владимир Буйвидис, насколько мы можем судить, является бывшим сотрудником ФСБ и центральной фигурой в другом уголовном деле о мошенничестве в особо крупном размере (см. «Конкретно»). С учётом этих обстоятельств ситуация выглядит так, что владелец и гендиректор ООО «Биэм Групп Интегратор» решил «помочь» бывшим коллегам «улучшить показатели» по раскрытым делам, рассчитывая взамен на некие преференции. По нашим данным, в московских СИЗО может содержаться не менее 10 человек, оказавшихся там по похожей «схеме», что и Горлов с Гавриловым, но в рамках расследования других уголовных дел.

Хочется верить, что суду удастся разобраться во всех запутанных обстоятельствах дела Михалёва–Горлова–Гаврилова и вынести справедливое и обоснованное решение. «Версия» продолжит следить за развитием этой запутанной истории.

Конкретно

Компания «Биэм Групп Интегратор» оказалась в центре внимания в 2023 году. Фирма получила крупные госконтракты на поставку интерактивных панелей в школы и социальные учреждения. Предполагалось, что бюджетные деньги будут потрачены на отечественную технику на базе процессоров «Байкал». Однако общественные активисты заподозрили, что в реальности «Биэм Групп» продаёт государству китайские поделки, выдавая их за собственную продукцию. Качество и безопасность панелей вызывали вопросы. В 2025 году СМИ сообщали, что владелец компании Владимир Буйвидис стал фигурантом дела о мошенничестве в особо крупном размере. Ему избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. При этом люди, на которых он дал показания в рамках дел, где он признан потерпевшим, не первый месяц находятся в СИЗО.

Николай Ольхин

09.02.2026 19:00

Просмотров: 35