Как пионер советской космонавтики Павел Попович ловил зелёных человечков – тех самых, которых сейчас ловит Дональд Трамп

Гуманоида видишь? А он есть!

Коллеги считали Поповича, как бы так выразиться, слегка не от мира сего. Казалось бы, дважды Герой Советского Союза, мало того, секретарь партийной организации отряда космонавтов, а занимался – в числе очень и очень немногих коллег – «военным космосом». Серьёзный человек, как ни крути. Да вот незадача – верил в инопланетян!

Последние 20 лет жизни Попович считал своим главным делом пополнение так называемой синей папки, переданной ему в 1991 году заместителем председателя КГБ Николаем Шамом. Примерно до середины 70-х годов комитет был единственной серьёзной структурой в СССР, документировавшей факты необъяснимых явлений. «Конторские» не изучали загадочные явления, а лишь фиксировали их и докладывали наверх. Не то чтобы таких загадок было мало, скорее даже наоборот, просто исследования требовали отвлечения ресурсов, а у КГБ и без того было чем заняться. Но свидетельства в папочку подшивали исправно, как того требовала советская бюрократическая процедура. Попович умер в Крыму, в Гурзуфе, где прожил значительную часть своей жизни. Дружил с местными журналистами, нередко показывал им свои документы. Столичная пресса ими не интересовалась, а провинциальная – очень даже.

Гуманоиды, стройся!

«Синяя папка» представляла собой стопку документальных свидетельств, там были, в частности, копии рабочих журналов и военных рапортов специалистов, работавших по программе «Сетка АН». В 1978 году в СССР неожиданно появились сразу два центра исследований НЛО – при Министерстве обороны и Академии наук (соответственно «Сетка МО» и «Сетка АН»). Название проекта неоднократно менялось, 22 августа 1980 года решением ВПК № 255 тема исследований была продлена на 1981–1985 годы и включена в государственный пятилетний план с новым шифром – «Галактика-АН», а через пять лет её вновь переименовали в «Горизонт-АН». Решение разделить исследования на военные и гражданские приняли, чтобы избежать неувязок с финансированием. Его исследователи получали врозь, зато хранилище информации было общим, оно называлось НИИ-22 (или войсковая часть 67947, дислокация – подмосковные Мытищи). Был ещё филиал НИИ-22 в Ленинграде – войсковая часть 62728, именно там, по слухам, оборудовали гигантское хранилище для различных необъяснимых артефактов. Головным центром в «Сетке АН» стал Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР (ИЗМИРАН), расположенный в Троицке, а руководителем «академического» направления исследований НЛО назначили члена-корреспондента АН СССР Владимира Мигулина.

(фото: А.Кузовкин/РИА Новости)

Чтобы возникло представление, насколько серьёзным в Советском Союзе был подход к изучению НЛО, достаточно сказать, что с 1978 по 1980 год обе «Сетки» ежегодно получали по 40 млн рублей в год. Тех, советских, рублей, стоивших дороже американского доллара! А в следующие пять лет их бюджеты выросли в 6 раз – немыслимые по тем временам деньжищи! Увеличение финансирования произошло потому, что «Сетки» включили в секретный план «Цитадель», который курировал лично Юрий Андропов, на тот момент возглавлявший КГБ. По официальной версии, план «Цитадель» разрабатывался для защиты поверхности Земли от воздействия астероидов, но в пояснительной записке к плану была сделана существенная оговорка: «…астероидов и прочих космических объектов, которые могут нести угрозу». Основная задача «Цитадели» – разведка космоса посредством двух-трёх сверхтяжёлых космических спутников с ядерными энергетическими установками, выведенных за орбиту Плутона – самой удалённой планеты Солнечной системы. Ракета-носитель «Энергия», которая должна была выводить на орбиту «Буран», могла поднимать в космос не один, а два таких «Бурана», ибо изначально проектировалась именно для вывода на орбиту спутников «Цитадели».

Кстати

Два года назад в конгрессе США впервые в истории прошли публичные слушания по проблеме НЛО. Несколько лет назад, в первый срок Трампа, американские власти устраивали выставки «доказательств» контактов, показывали какие-то фотографии, на которых толком не разобрать ни черта, публиковали свидетельства очевидцев. Однако ни одного убедительного экспоната, ни одной мёртвой тушки – а тем паче живого пришельца – публике так и не предъявили. Докладывали конгрессу трое бывших военных – разведчик Дэвид Граш, бывший пилот истребителя F-18 Райан Грейвс, а также Дэвид Фрейвор, бывший командующий ВМС США. Не вдаваясь в детали, суть их показаний вкратце можно было бы проиллюстрировать памятным диалогом из кинокомедии «ДМБ». «Бывает одна голова, а бывает и две». – «Эти опасные, я им не доверяю. Были случаи, они в мозг лучами проникали».

У Тима Бёрчетта, конгрессмена, возглавлявшего группу «исследователей проблемы НЛО», поинтересовались, видел ли лично он своими глазами «убедительные доказательства существования внеземной жизни». «О, да. Сто процентов. Без вопросов», – ответствовал конгрессмен. Как шутил Владимир Высоцкий, «их многие видели, а некоторые с ними даже летали». «Они могут путешествовать, преодолевая световые годы, – откровенничал конгрессмен, – причём эту скорость мы имели возможность наблюдать своими глазами, как они летают под водой, не оставляя теплового следа». А ведь и в самом деле! Несколькими днями ранее Майк Галлахер, конгрессмен-республиканец из Висконсина, выдвинул гипотезу, что НЛО «на самом деле могут быть древней цивилизацией, которая просто пряталась здесь и внезапно проявляет себя». А почему бы и нет, в конце концов?

«Люди в чёрном» из СССР

Помимо космической программы обе «Сетки» участвовали и в другой программе – образовательной. На базе мытищинского НИИ-22 (в/ч 67947) в 1981 году заработало учебное заведение, целью которого было подготовить советских «людей в чёрном». В его создании приняли участие Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК), Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР и Институт космических исследований. Поразительно, но «институт людей в чёрном» пережил Советский Союз – по состоянию на декабрь 1999 года он не только готовил студентов, но и входил в реестр учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. В числе изучаемых дисциплин были такие экзотические предметы, как «классификация неопознанных объектов», «основы коммуникации с представителями неземных цивилизаций» и «правила безопасности при контакте с объектами неземного происхождения». Бред? Возможно, студентам именно так и казалось, но зачёты по этим предметам им всё равно приходилось сдавать.

При Горбачёве «Сетки» чуть было не пустили под нож. Подивившись немалым тратам на странные государственные программы, в которых были задействованы Минобороны и Академия наук, генсек потребовал к себе «на ковёр» кураторов обеих «Сеток». В итоге «Сетки» снова переименовали, а финансирование сократили в 4 раза. Фактически в бюджетах остались лишь средства на доводку исследований по плану «Цитадель». Рассказывают, что Горбачёв наотрез отказался осматривать «свидетельства того, что деньги тратились не впустую» – обломки НЛО и прочие экспонаты НИИ-22. А не закрыл он «Сетки» лишь потому, что его ознакомили с материалами так называемых борисоглебских аварий – двух авиакатастроф с участием самолётов, базировавшихся на Борисоглебском авиаузле в Воронежской области. Одна из них произошла в апреле 1984 года: экипаж учебного МиГ-21, выполнявший учебный полёт, получил с Земли предупреждение об обнаружении на экране РЛС вблизи зоны полёта некоего неизвестного объекта. Через некоторое время самолёт как бы на что-то наткнулся. После сильного удара двигатель заглох и МиГ начал падать. Экипаж успешно катапультировался. Ровно через год произошёл аналогичный инцидент: незадолго до катастрофы вблизи самолёта на высоте 1500 метров также наблюдался неизвестный объект. При этом во время осмотра места падения самолёта в районе Поворина поисковая группа обнаружила в лесу человекоподобную фигуру ростом три с половиной метра. Гигант был в одежде серебристого цвета. Дело было до перестройки, подлог документации такого порядка был в принципе исключён.

И ещё про трёхметровых гигантов – запись из «синей папки». «В июне 1979 года несколько аппаратов неизвестного происхождения приземлились в окрестностях г. Державинск Тургайской области Казахской ССР. Более суток их экипажи провели на земле, занимаясь рекогносцировкой и какими-то исследованиями – при этом людям они не причинили абсолютно никакого вреда. Существа отличались очень высоким ростом (более 3 метров), хрупким телосложением. Тела их были чёрного цвета, в районе бёдер что-то подобие юбки. На лицах не было видно ни носов, ни ртов, только два больших глаза розового цвета». Изучать – не изучали, но к делу подшили, как полагалось. А вот ещё одна история из «синей папки»: на военном полигоне в Нижегородской области близ Дзержинска были неоднократно замечены неопознанные летающие объекты, и командир части 21374, которой принадлежал полигон, генерал-майор Виктор Тодоракиев, просил вышестоящее начальство что-нибудь предпринять. Начальство, убедившись в том, что генерал, безусловно, трезв и в своём уме, снарядило в Дзержинск учёного секретаря программы «Сетка АН» Инну Петровскую. И вот что Петровская сообщила в Москву: «На полигоне наблюдали 65 самых разных НЛО. Сияющие полусферы, шары, диски, «гантели» и эллипсы, которые появлялись до шести раз в месяц. Некоторые НЛО при этом даже совершали посадку на территории воинской части». Петровская, доселе относившаяся к НЛО крайне скептически, что называется, уверовала и довольно долго изводила вышестоящее начальство требованиями установить телевизионное наблюдение в местах, куда «тарелочки» залетают чаще всего.

Союз коммунистов и инопланетян

Судачат, что Леонид Брежнев уверовал в инопланетный разум после перенесённого инсульта. Мол, улетела кукушка, и вся недолга. Но мы-то знаем, что Брежнев сохранял работоспособность и ясность ума почти до самого конца, к тому же Попович рассказывал, как оно было на самом деле. 20 сентября 1977 года около 4 часов утра над Петрозаводском завис огромный, похожий на медузу объект диаметром под сотню метров. Повисел над городом, а потом начал двигаться вдоль улицы Ленина, остановился и увеличился в размерах. Свечение усилилось, и НЛО осыпал город множеством тонких лучевых красных струй, которые производили впечатление проливного дождя. Наутро в стёклах верхних этажей домов появились тонкие круглые отверстия, а оплавленные кусочки стекла лежали на подоконниках. Такого ровного, без трещин, скола нельзя было достичь с помощью тогдашней техники. У немногих автомобилей, ездивших ночью по городу, заглохли двигатели. Из центра города «медуза» переместилась в район порта на Онежском озере и зависла над судном «Волго-Балт», накрыв сухогруз тем же самым «красным дождём». После лучевой «бомбардировки» НЛО резко взял вверх и ушёл в небо.

На полигоне наблюдали 65 самых разных НЛО. Сияющие полусферы, шары, диски, «гантели» и эллипсы, которые появлялись до шести раз в месяц. Некоторые НЛО при этом даже совершали посадку на территории воинской части (фото: А.Кузовкин/РИА Новости)

Странное явление, несмотря на раннее утро, лицезрели тысячи человек. Свидетелей было так много, что замолчать событие не представлялось возможным. Директор Петрозаводской гидрометеорологической обсерватории Юрий Громов заявил тогда, что «работники метеослужбы Карелии аналогов происшедшего в природе не наблюдали». О загадочном явлении доложили Брежневу. А Брежнева тогда лечили экстрасенсы, в том числе небезызвестная Джуна. Брежнев распорядился обсудить петрозаводский феномен в Академии наук СССР. Учёные категорически не желали всерьёз обсуждать полёты НЛО, но как отказать генеральному секретарю партии? В итоге академики приняли решение разделить ответственность с Минобороны. А уж военные образовали совместную комиссию с участием Министерства высшего образования СССР, КГБ, МВД и ещё нескольких ведомств. И через несколько месяцев в государственный план научно-исследовательских работ по оборонной тематике был включён дополнительный пункт – «Исследование аномальных атмосферных явлений, причин их возникновения и влияния на работу военно-технических средств и состояние личного состава». Именно 1978 год и стал годом старта в СССР государственной программы по изучению НЛО.

Что же, у «кремлёвских старцев» помутилось в головах? Едва ли: в Америке аналогичную программу запустили в 1947 году, в Великобритании – в 1949-м (проекты Sign, Grudge и Blue Book). Но, поскольку в официальных документах было как-то не с руки употреблять аббревиатуру «НЛО» (страна научного атеизма как-никак), вместо неё использовался обтекаемый термин «аномальное явление». А чтобы нивелировать нежелательный общественный резонанс, решено было сделать исследования закрытыми. В связи с этим обстоятельством публикацию в СМИ любой информации об НЛО ограничили, а готовящиеся материалы главредам рекомендовали направлять в Академию наук СССР «на рецензирование».

Так видели их или нет?

Скукожившиеся при Горбачёве исследования при Ельцине вновь разморозили, но финансировали их уже только по линии Минобороны. Во всяком случае, до 1993 года включительно было так – а дальше все траты засекретили. Но они были, эти траты, просто все исследования в области паранормальных явлений, как и затраты на них, замкнул на себя один человек – генерал-майор КГБ Георгий Рогозин, первый заместитель Коржакова в Службе безопасности президента. О Рогозине «Наша Версия» писала неоднократно, автор этих строк успел не только познакомиться с генералом, но даже немного понаблюдать за результатами работы его команды специалистов. И хотя у Рогозина было немало недоброжелателей, а заместитель председателя экспертной группы АН по аномальным явлениям Юлий Платов и координатор исследований аномальных явлений в Минобороны Борис Соколов напечатали в «Вестнике Российской Академии наук» статью «Изучение неопознанных летающих объектов в СССР», в которой камня на камне не оставили от разного рода «аномальщины», в статье признавались три ключевых факта. В стране велись секретные исследования НЛО, учёные столкнулись с по-настоящему неопознанными объектами, которые они не смогли объяснить, а НЛО могут быть причастны к катастрофам самолётов. Вот и не верь после этого в зелёных человечков Павла Поповича.

Европейские страны от изучения НЛО наотрез отказались. А в США по-прежнему официально действует полноценная государственная программа исследований. Дональд Трамп ещё в первую свою каденцию обещал опубликовать документы о внеземных контактах и даже что-то такое опубликовал, а сейчас обещает продолжить. В нулевые годы «Сетку» попытались перезапустить на базе Института стратегических исследований Академии геополитических проблем. Назывался проект «Атака – направление по организации исследований в области аномальных явлений в земной природе и космосе». Судачили, в проект привлекли сотрудников, работавших над изучением необычных явлений ещё в советское время. А если исследования возобновляют – значит было и есть что исследовать.

Руслан Горевой

07.10.2025 13:00

Просмотров: 27