Израиль встал перед необходимостью С окончательного решения палестинского вопроса?

Ясен Арафат

Количество стран – членов ООН, признавших государственность Палестины, уверенно перевалило за полторы сотни. И очень похоже на то, что власти Израиля восприняли это как новый вызов существованию еврейского государства. Регион с большой долей вероятности снова погрузится в пучину кровавого хаоса.

В сентябре случился настоящий «парад признаний» Палестинской автономии. Государственность в ней официально разглядели Великобритания, Канада, Австралия, Франция и ещё ряд стран. Лидер Пятой республики Эмманюэль Макрон заявил, что таким шагом Париж хочет продемонстрировать «наличие глобального противовеса» поддерживающему Израиль Вашингтону и «усилить давление в пользу мира».

Управляющее сектором Газа движение ХАМАС приветствовало эти дипломатические решения, отметив, что «данное признание является важным шагом в сохранении права нашего палестинского народа на свою землю и святыни, а также на создание независимого государства со столицей в Иерусалиме». Тем не менее в вопросе признания Палестины всё ещё очень много неопределённости. Во-первых, территориальная составляющая: «Скромный вопрос – в каких границах вы её признаете? Потому что большую часть от границ 1947 года уже захватил Израиль», – иронизирует политолог Марат Баширов. Во-вторых, оформление дипломатических отношений: наблюдатели интересуются, где будут открыты представительства тех же Британии и Франции в Палестине? Упомянутый в заявлении ХАМАС Иерусалим, очевидно, не подходит: согласно израильскому законодательству он является «единой и неделимой столицей» еврейского государства. Другой вариант – административная столица полупризнанного государства Рамалла. Вот только долго ли ей таковой оставаться?

Вряд ли будет преувеличением сказать, что администрация Биньямина Нетаньяху увидела в «параде признаний» и «давлении в пользу мира» желание припереть еврейское государство к стенке. По данным Financial Times, несколько израильских министров выступили за аннексию Западного берега реки Иордан вместе с Рамаллой, и без того в значительной степени контролируемых евреями. Ранее же, в июле, кнессет принял декларацию, призывающую занять территорию, то есть консенсус по актуальному вопросу во власти сложился. Интересная дилемма: займётся ли Нетаньяху реализацией этой идеи или всё же внемлет доносящимся из Вашингтона и Лондона предостережениям о том, что предполагаемая военная операция испортит отношения Израиля и с США, и с Соединённым Королевством, не говоря уже об арабском мире.

Источники информированного еженедельника Politico склоняются к первому варианту. В свою очередь, авторы сайта Axios уверены, что Нетаньяху будет добиваться у Трампа согласия на окончательную оккупацию Западного берега, и как знать, насколько неподатлив окажется союзник. В конце концов, израильский премьер уже пообещал, что палестинское государство «никогда не появится». Как теперь давать заднюю?

После двухлетней давности нападения ХАМАС на Израиль, после последовавших за этим бомбёжек сектора Газа и ныне идущего его захвата силами ЦАХАЛ, после произошедшего 9 сентября удара евреев по делегации движения в катарской столице можно ли вообще говорить о том, что массовое признание Палестины как-то успокоит конфликт? Пожалуй, напротив, оно лишь подбросило в него новое топливо.

Василий Корчмарь, чрезвычайный и полномочный посланник МИД России в отставке

Василий Корчмарь, чрезвычайный и полномочный посланник МИД России в отставке

– Признать государство – это одно. Но если на его территории нет стабильной обстановки, люди голодают, а присутствуют войска Израиля, непонятно, как после признания регулировать ситуацию: где проводить границы и как разграничивать стороны. Все эти вопросы остаются далёкими от решения. Тем более что ни Израиль, ни США Палестину не признают.

Евгений Сатановский, президент научного центра «Институт Ближнего Востока»

Евгений Сатановский, президент научного центра «Институт Ближнего Востока»

– Израилю совершенно фиолетово, какие страны признают нынешнюю палестинскую национальную администрацию или что бы то ни было, возникающее на её месте. Если что-то мертво, то оно умереть не может, как сказал нам Джордж Мартин. Много лет я изучал историю этого региона и пытался понять, почему на месте Палестины так и не удалось построить государство. Хотя для этого было сделано всё: предоставлены ресурсы, выделены огромные деньги. Ответ оказался прост: проект «Палестина» – это во многом большая афера европейских бюрократов, которые на этой теме зарабатывали. Создание жизнеспособного государства там невозможно.

Вениамин Солодов

29.09.2025 09:30

Просмотров: 71