Итог реформ Минздрава: больницы закрываются, лекарств не хватает, смертность растёт

Оптимизация больных

Пленум Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину» не оставил камня на камне от реформ Минздрава, и в первую очередь оптимизации. «Фронтовики» называли её катастрофой и преступлением, приводя страшные цифры. Есть ли у отечественной медицины шансы на выздоровление после «смелых экспериментов», разбиралась «Наша Версия».

В работе форума приняли участие около 600 человек: врачи, учёные, фармпроизводители, гражданские активисты, эксперты, журналисты, руководство профильных министерств и ведомств и, конечно, пациенты. С трибун и в кулуарах «фронтовики» не скупились на жёсткие определения текущей реформы здравоохранения, иногда даже предполагая чью-то злую волю. Ведь в короткий срок так разгромить худо-бедно существовавшую систему под заявленной целью оптимизации ради совершенствования – это либо непростительная ошибка, либо преступление.

Диагноз в цифрах и фактах

Из 185 поручений президента по здравоохранению выполнено только 69 – утверждает ОНФ. 17,5 тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. находятся на расстоянии свыше 20 километров от ближайшего врача. При этом общественный транспорт не обслуживает 35% населённых пунктов. Число врачей за время реформы уменьшилось на 12 тыс. человек. Численность медработников за год сократилась на 90 тыс. человек. Уволен каждый 30-й. А на плечи оставшихся докторов и медсестёр оптимизация взвалила двойную нагрузку: 8-часовой рабочий день преобразовался в 12–16-часовой. Уровень совместительства – около 140%. И это основная причина снижения количества посещений пациентов: в прошлом году эта цифра сократилась на 7,7 миллиона. Сроки ожидания медицинской помощи часто превышают необходимые в два и более раз. Например, в Пензенской области может понадобиться почти три недели, чтобы дождаться приёма кардиолога, невролога, офтальмолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, ревматолога или онколога. А срок ожидания по записи на УЗИ нередко превышает 1,5 месяца.

В мегаполисах с болезнями глаз попроще. Так, одним из распространенных заболеваний, ведущим к ухудшению зрения и самочувствия человека, является дакриоцистит: воспалении слезной железы или слезных протоков. Данное воспаление сопровождается припухлостью, болезненными ощущениями, слезоточивостью и т.п. и вызвано нарушением оттока слезной жидкости. Лечение дакриоцистита - промывание слезных каналов, в Санкт-Петербурге это можно сделать в клинике "Медицентр" (ссылка).

Кстати, оттого совсем не случайно на 5% возросла доля оказания медицинских услуг с нарушениями. Одновременно на 22% увеличилось количество отказов в вызове «скорой помощи». Активно сокращается коечный фонд: за прошлый год он ужался на 34 тыс. коек.

фото: ТАСС
По опросам ОНФ, 90% граждан России сегодня недовольны состоянием здравоохранения в государстве, а около 51% пациентов разгневаны ситуацией с льготными лекарствами.

Масла в огонь подлил и Росстат. Согласно его подсчётам, за 7 месяцев этого года смертность в России увеличилась на 1,7%. За январь-июнь 2015-го умерло на 27 тыс. жителей больше, чем родилось. А за весь 2014 год рост смертности населения составил 2,2%.

Хуже всего дела обстоят на периферии. «Оптимизация» уже привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек. В ряде регионов приходится госпитализировать больных с тяжёлыми заболеваниями (например, инсультом) в обычное терапевтическое отделение. Это приводит к росту внутрибольничной летальности – такой рост отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных.

В целом в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 году умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013-м. Кроме того, в ряде регионов отмечен рост числа умерших на дому – в 2014-м он составил не менее 12,7 тыс. человек.

Заботливая катастрофа?

Проведение пленума ОНФ по здравоохранению было идеей президента Путина, поэтому к анализу ситуации подошли со всей серьёзностью. К проверкам хода «оптимизации» привлекли Счётную палату.

Главный вывод, который можно вынести из её отчёта, таков: никакой оптимизации нет и не планировалось. С самого начала не были заданы никакие параметры, не разработаны рекомендации специалистов, не проводился какой-либо анализ, не ставилась обоснованная цель всей кампании.

«Комплекс проведённых мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций... росту на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличению на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшению качества жизни населения», – говорится в отчёте Счётной палаты.

Следует отметить, что министр здравоохранения Вероника Скворцова на пленуме ОНФ мужественно присутствовала, выступала и даже назвала критику в адрес так называемой реформы здравоохранения «отчасти обоснованной». Однако, с точки зрения министра, ситуация выглядит вовсе не так уж катастрофично. Даже наоборот – статистика Минздрава показывает, что число негативно настроенных к медицине россиян уменьшается и за последние четыре года сократилось почти вдвое –

с 58 до 32%. Также, по словам министра, 82–88% россиян по результатам опросов ничего не платили во время своего последнего визита к врачу, что свидетельствует о высоком качестве работы системы оказания медицинской помощи населению в целом. Аналогичная благостная картинка вырисовывается у Минздрава и относительно обеспечения пациентов местами в стационаре. В общем, жить стало лучше и скоро станет совсем хорошо, поскольку планируется наладить тесное сотрудничество Минздрава с ОНФ с целью дальнейшего преодоления дефектов отечественной системы здравоохранения.

Однако «фронтовики» представили доклад, в масштабах которого раскритиковали качество и доступность медицины в РФ. По их мнению, массовый отток врачей вызван несправедливым распределением оплаты труда, социальной незащищённостью медработников и возросшей бюрократией. Представители ОНФ намерены сформировать «банк предложений», в который соберут все идеи и механизмы по решению имеющихся проблем, и направят его в Минздрав. Но почему же эти бодрые планы выглядят так неубедительно?

Порезали по живому

Для этого достаточно обратиться к действительности. Недавно в Ярославской области закрыли семь родильных отделений на 26 коек. На защиту одного из них – в посёлке Борисоглебском – встали беременные женщины. Но что они против чиновников, которые убедительно объяснили, что закрытие роддомов в малонаселённых городах и сёлах целесообразно. В результате за полгода во время родов умерли четверо новорождённых и одна роженица – многодетная мать. Кого-то из чиновников наказали? Вопрос, как вы понимаете, риторический.

«Женщину, у которой вот-вот родовые схватки начнутся или даже начались, на перекладных везут туда, куда она должна поступать по дорожной карте, а там говорят, что мест нет. Её везут в другой роддом – опять за десятки километров. В результате происходит трагедия», – рассказывает настоятель Ильинского храма села Ивановского Борисоглебского района священник Феодор Божков. У настоятеля Благовещенского храма села Щурово Ярославской области священника Александра Аниканова в этом году родился четвёртый ребёнок. Расстояние до ближайшего роддома – почти 50 километров.

«В результате наводнения трасса от Борисоглебска на Ростов была затоплена, машины, которые рисковали там проехать, съезжали с дороги и тонули, – вспоминает отец Александр. – Пришлось объезжать через деревни, где бездорожье – грунтовка и кочки. Больше 10 километров в час ехать там рискованно. В ту ночь, когда у матушки начались схватки, и я поехал за акушеркой, на этом бездорожье была пробка, десятки машин стояли. Я очень долго добирался до Ростова и даже не представляю, что было бы, если бы женщину, у которой схватки, везли по такой дороге на «скорой».

Отец Феодор и отец Александр рассказали, что, когда в области закрывались роддома, руководитель департамента здравоохранения Ярославской области Сергей Вундервальд обещал обеспечить районы современными машинами «скорой помощи». На самом деле Борисоглебскому району выделили одну так называемую санитарную «буханку» – УАЗ-452 и заменили старую «Газель» на новую. В районе проживают 15 тыс. человек, протяжённость его – около 100 километров. Естественно, постоянно возникают ситуации, когда человека необходимо госпитализировать на «скорой» в Ростов или Ярославль, а свободной машины нет. «Недавно по телевизору показывали встречу президента Путина с министром здравоохранения Скворцовой, – рассказывает отец Александр Аниканов. – Он спросил, какова ситуация с роддомами, сказал, что от любого дома до роддома должно быть не более 20 километров и в течение часа с момента вызова «скорой» любую роженицу должны доставить в роддом. Скворцова отрапортовала, что с этим всё в порядке». А во 2-й городской больнице Ижевска закрыли неврологическое отделение – не смогли обеспечить её персоналом. Ассистент кафедры внутренних болезней Ижевской госмедакадемии Евгений Кузнецов прокомментировал это так: «Наша оптимизация подобна анекдоту про удава. «Давайте отрежем удаву голову! – Нет, это негуманно, давайте отрежем хвост». Отрезали хвост по самую голову. Некоторые отделения, те же неврологические, выполняли социальную функцию. Там лежали в том числе и люди, которые не могли ухаживать за собой сами, – одинокие, пожилые. Как их можно было оптимизировать?!»

Мнение

Олег Куликов, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья:

– Здравоохранение не является национальным приоритетом. Мы существенно отстали от Европы. По системе эффективности здравоохранения наша страна находится между 50-м и 60-м местами в мире. Я считаю, что медицина должна быть бесплатна, доступна и качественна. А у нас сейчас недоступна, некачественна и часто бесплатная подменяется платной. И потом, надо тратить на здравоохранение больше, чем сейчас. В данный момент наши траты – 3,5% от ВВП, а ВОЗ рекомендует 7%.

Эдуард Гаврилов, директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье»:

– Данные опроса ВЦИОМ, которые были опубликованы накануне, отличались от позитивного отчёта министра здравоохранения перед президентом Владимиром Путиным. Интересно, что в зависимости от первоначальных планов по проведению форума (июнь – июль 2015 года) менялась и статистическая картина со смертностью: от резкого роста за первые четыре месяца до существенного падения в мае и июле. Этот феномен требует отдельного изучения. Можно сколько угодно отрицать, что сокращение врачей, слияние поликлиник и больниц ведут к снижению качества и доступности медпомощи, приводить «объективные» данные соцопросов и пытаться играть со статистикой, но любой россиянин, которому приходилось обращаться за помощью или чьи родственники нуждались в госпитализации в прошлом или этом году, почувствовал все отрицательные последствия оптимизации на себе.

ЦИФРЫ

Дешёвые дорогие россияне

Аналитики Forex Club составили пятёрку самых уязвимых товаров, которые первыми отреагируют подорожанием на девальвацию рубля.

Процент ВВП, который тратится на здравоохранение:

- в США – 18%,

- в Западной Европе – 7–8%,

- в России – 3,6%, а в ближайшие два года не превысит 3,3%.

На здоровье человека в Англии в среднем тратится 5 тыс. долларов, в США – больше 8 тыс. долларов. В России 887 долларов. Польша тратит на здравоохранение в 1,5 раза больше, чем Россия. Мальта, у которой почти такой же ВВП, – в 4 раза больше. Коста-Рика, которая вдвое беднее России, тратит на здравоохранение в 1,3 раза больше. В Германии ВВП на человека вдвое больше, чем в России, а государственные траты на лекарства превышают российские в 16,5 раза. Польша тратит на лекарства вчетверо больше, чем Россия. Даже бедная Молдова начала реформу здравоохранения с повышения доступности лекарств – и никакой «оптимизации».

Ксения Веретенникова

14.09.2015 08:30

Просмотров: 5132