История самого красивого пассажирского лайнера
«Нормандия». Часть 1
Во время Великой экономической депрессии 1929 – 1933 года между Старым и Новым светом ходили лайнеры, построенные ещё до Первой мировой войны. Строить тогда новые трансатлантические корабли смысла не имело, да и денег не было. Когда же кризис закончился, крупнейшие игроки на рынке трансатлантических перевозок ринулись в бой. К тому же, подоспели новые технологии в судостроении. Четыре судоходные компании из Великобритании, Франции, Италии и Германии скрестили шпаги за право эксплуатировать самое быстроходное пассажирское судно в мире.
Рождение «Нормандии»
Французская компания «Compagnie Générale Transatlantique», более известная как CGT, перевозки через Атлантику осуществляла с 1864 года. Она работала под брендом French Line. Первоначально компания владела тремя пассажирскими лайнерами, работавшими на Северной Атлантике. Трио лайнеров, состоящее из «Франс» («France»), «Париж» («Paris») и «Де Грасс» («De Grasse»), заработало компании репутацию надежного пароходства. Роскошные внутренние помещения, кухня и обслуживание были отличительными чертами French Line. В 1927 году появилось судно, которое всегда будет вспоминаться как первый шедевр компании — «Иль де Франс» («Île-de-France»). Это был первый пассажирский лайнер, все помещения которого были оформлены в стиле Арт деко. Он не был ни самым большим, ни самым быстроходным судном Атлантики, но он твердо занял нишу самого изысканного судна, пересекающего Атлантический океан. К этому надо добавить великолепную французскую кухню, которой баловали пассажиров. Этот теплоход был очень хорош во времена Великой депрессии. Но когда мировая экономика стала подниматься, стало ясно – «Иль де Франсе» хорош всем, кроме скорости. Он мог развивать всего 23, 5 узла (около 44 км/ч). Французское правительство потребовало от «Compagnie Générale Transatlantique», чтобы новый французский лайнер завоевал «Голубую ленту Атлантики», и стал самым быстроходным пассажирским судном в мире. Французы подошли к делу, как сказали бы сегодня, инновационно. Был приглашен русский инженер, находящийся во Франции в эмиграции, Владимир Иванович Юркевич. Ещё до революции Юркевич окончил кораблестроительный факультет Петербургского Политехнического института. По окончанию института он поступили на государственную службу в корпус корабельных инженеров. Его направили для прохождения службы на Балтийский судостроительный и механический завод. Потом он работал в Ревеле, а в начале 1918 года получил назначение на юг, в Николаев, откуда белая эмигрантская волна унесла его в Константинополь и дальше — во Францию.
В 1911 году русское морское ведомство объявило конкурс на проектирование новых линейных крейсеров для Балтийского флота. В этой работе принимал участие и Владимир Иванович Юркевич. Для увеличения скорости корабля он предложил нестандартное решение - вместо длинного и узкого корпуса сделать более короткий и широкий, с сильно заостренной кормой и носом, в нижней части которого было бы сделано бульбообразное утолщение. Испытание моделей такой формы в Петербургском опытовом бассейне дало ошеломляющий результат: при прочих равных условиях форма Юркевича неизменно показывала экономию в мощности машин на 10-15 процентов! Вот это решение и было предложено французской компании русским инженером. У французских корабелов были сомнения в правильности такого решения, были споры, но, в конце концов, они поверили в идею и доверили Юркевичу проектирование лайнера.
«Нормандия» («Normandie») была заложена в январе 1931 года, спущена на воду 29 октября 1932 года. В первый рейс «Нормандия» вышла в 1935 году. Лайнер работал на традиционной линии French Line - Гавр — Плимут (Саутгемптон) — Нью-Йорк.
«Нормандия» была технологическим и эстетическим шедевром. Отделка интерьеров лайнера была выполнена, как и на «Иль де Франсе» в стиле Арт деко ведущими художниками и скульпторами Франции. Ресторан 1 класса имел высоту в три палубы! Правда, ради справедливости, следует сказать, что вся эта роскошь была доступна только пассажирам 1 класса, и частично, пассажирам 2 класса. Для пассажиров 3 класса ничего особо выдающегося предусмотрено не было. Но так было на лайнерах всех стран до начала Второй мировой войны.
Интересна наземная инфраструктура, обслуживающая «Нормандию». В день выхода «Нормандии» в рейс из Парижа выходил специальный поезд, перевозящий пассажиров лайнера. Поезд прибывал в Гавр на специально построенный железнодорожный вокзал, расположенный на причале компании French Line. Пассажиры, выйдя из вагонов, поднимались по эскалатору в зал, где проводилась их регистрация на рейс, и оттуда, по закрытому трапу поднимались на борт «Нормандии».
«Нормандия» получилась очень красивой. Впервые в ХХ веке на судне сделали яхтенную носовую часть у корабля водоизмещением около 80 000 тонн. Так же впервые все баковые механизмы и детали - брашпили, стопора, кнехты, вьюшки и т.д. были закрыты сверху. Это было сделано для лучшей обтекаемости набегающим воздухом носовой части. Кроме этого, такая конструкция позволяла работать швартовой команде в более комфортных условиях. Эта компоновка получила широкое развитие на судах только в начале XXI века. У лайнера были три каплевидные, скошенные назад дымовые трубы обтекаемой формы. Рабочих из них было две. Третья, кормовая, была фальшивой. В ней размещались все вентиляционные шахты корабля. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. В 20-х - 30-х годах ХХ века у пассажиров существовала твердая убежденность, что чем больше труб на пассажирском судне, тем оно более быстроходно и надёжно. Бывали случаи отказа от поездок, если на рекламных плакатах было изображено количество труб большее, чем на реальном судне. Вот такое заблуждение первой половины ХХ века. Конструктора «Нормандии» заведомо вводили пассажиров в заблуждение, потакая их желаниям. Мода на количество труб пассажирских теплоходов прошла после Второй мировой войны.
А пока, по всеобщему признанию, «Нормандия» была самым красивым пассажирским судном первой половины ХХ века. 29 мая 1935 года в 18:19 «Нормандия» вышла с причала в Гавре и отправилась в свой первый рейс. Французская общественность ждала, что первый рейс лайнера будет рекордным. Хотя «Нормандия» и была способна развивать скорость в 30 узлов (около 55 км/ч), French Line объявила, что не заинтересована в получении «Голубой ленты Атлантики». 31 мая было объявлено, что судно прошло первые 744 морских миль со средней скоростью в 29,76 узлов.
4 июня 1935 года в 11:02 «Нормандия» прошла мимо маяка Амброуз, чем побила рекорд, пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты. Она пересекла Северную Атлантику со средней скоростью в 29,98 узлов, быстрее, чем любой лайнер до неё. «Нормандия» отобрала «Голубую ленту Атлантики» у предыдущего рекордсмена, итальянского лайнера «Рекс» («Rex»). На мачте «Нормандии» взвился голубой вымпел длиной 30 м — по метру за каждый узел. Членам команды выдали по бронзовому медальону со словами «Голубая лента Атлантики - „Нормандия“».
Это было очень важно для престижа страны. Но этот рекорд не был самым главным. Дело в том, что итальянский «Рекс» ходил по так называемой южной трассе. Конкуренция на ней была значительно меньше, чем на северной, по которой суда ходили из портов Англии, Франции, Германии в порт Нью-Йорка. И очень скоро «Нормандии» предстояло сразиться с кунардовскими «королевами» – лайнерами «Куин Мэри» («Queen Mary») и «Куин Элизабет» («Queen Elizabeth»), которые были построены позже. Чуть больше года голубой вымпел развивался на мачте Нормандии, но, в конце концов, кунардовские «королевы» Голубую ленту у нее отобрали. В августе 1936 года «Куин Мэри» побила рекорд «Нормандии», развив скорость в 30,14 узлов в западном направлении, став первым судном, которое пересекло Атлантику менее чем за 4 дня и опередив «Нормандию» всего на 0,38 узла!
На «Нормандии» с удовольствием путешествовали «сливки» западного общества. Советские писатели И.Ильф и Е.Петров, отправившись в творческую командировку в Америку, Атлантику пересекали на «Нормандии». Они написали очерки о своем путешествии.
Конкуренция между «Нормандией» и «Queen Mary», возможно, продолжилась бы в 1940-х годах, но начало Второй мировой войны прервало их соперничество.
Стоянка в Нью-Йорке
Все крупные судоходные компании отчетливо представляли, что война в Европе на пороге. Каждая компания должна была решить для себя главный вопрос – где должны находиться их суда, когда война вспыхнет де-факто? Каждый судовладелец отвечал на этот вопрос по своему. 31 августа 1939 года «Нормандия» была поставлена на прикол в Нью-Йорке из-за нависшей угрозы войны в Европе. На следующий день эти опасения были подтверждены, когда Германия напали на Польшу. «Нормандия» была перемещена к пирсу № 88, а из её команды осталось лишь 200 человек. Её главный конкурент, «Куин Мэри», была также пришвартована недалеко, на южной стороне пирса «Cunard Line» № 90. В марте 1940 года новый большой лайнер присоединился к «Нормандии» и «Queen Mary». Это была новая 83 673-тонная сестра «Куин Мэри» «Куин Элизабет», которая только совершила свое секретное первое плавание через Атлантику. В течение короткого времени единственные три лайнера, чей тоннаж превышал 80000 тонн, были пришвартованы недалеко друг около друга. «Куин Элизабет » была пришвартована на северной стороне пирса 90.
Англичане приняли решение об активном использовании своих трансатлантиков и пассажирских лайнеров вообще, как быстроходных войсковых транспортов (смотри статью «Засекреченный рекордсмен»). Вскоре «Куин Мэри» тайно отбыла в Сидней для преобразования в транспортное судно.
В июне 1940 года Франция сдалась нацистской Германии. После этого «Нормандия» была немедленно арестована американской Береговой охраной. Правда в том, что правительство маршала Петена, возглавившего правительство Франции 1940-1944 годах, известное, как решим Виши, сотрудничало с нацисткой Германией и поддерживало отношение с американским правительством даже тогда, когда стало активно сотрудничать с нацистами. До 1941 года США так же поддерживали отношения с нацисткой Германией. Все это причудливым образом отразилось на судьбе «Нормандии». 7 декабря 1941 года произошло нападение Японии на Перл-Харбор, а 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Возникла интересная ситуация. «Нормандия» «подвисла». С одной стороны, правительство Виши сотрудничало с нацистами, и к «Свободной Франции» Де Голля лайнер отношения не имел. С другой, флоту США был крайне необходим быстроходный войсковой транспорт, способный за четверо суток перевести пехотную дивизию через океан. Выход был найден. 12 декабря «Нормандия» была принята, правда, с обещанной компенсацией французам, на службу в ВМФ США. «Нормандия» была переименована в «Лафайетт». По планам «Нормандия» должна была быть переоборудована в быстроходный войсковой транспорт, как и «Королевы» «Cunard Line».
Ввиду отсутствия достаточно большого сухого дока переоборудование началось прямо у пирса № 88.
Продолжение следует.
Просмотров: 17942