Исламисты Реджепа Эрдогана оккупируют Урал и Поволжье

Турецкий марш по России

Они уже здесь, турецкие джамааты – исламистские территориально-этнические объединения. Открыто действуют не только в Казани и Уфе, но даже в Челябинске и Нижнем Новгороде. Причём среди последователей турецких джамаатов немало узнаваемых лиц: «недоназначенный» верховный муфтий России Камиль Самигуллин, брат известной певицы Алсу Марат Сафин («шейх Мурад» даже основал в Москве суфийский «центр развития» «Вирдан»), замминистра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметов.

Примечательно, что турецкие власти поддерживают даже недружественные официальной Анкаре джамааты в России, – считается, что они полезны для реализации стратегических задач Турции в нашей стране. Как же реагируют российские власти на явную турецкую угрозу? Увы, никак.

Время от времени российские правоохранители выходят из анабиоза и закрывают какое-то наиболее одиозное учебное заведение или «духовный центр». Но вскоре на месте закрытого очага влияния появляется новый: меняются только названия и время от времени штат проповедников. К примеру, закрывается в Уфе «нарисовавшийся» за полтора десятилетия, так что и не стереть, «духовный центр» суфийского джамаата «Эренкёй» – и тут же открывается новый Коран-центр того же джамаата. Так почему же бездействуют правоохранители? А они просто плохо разбираются в разных мусульманских тонкостях и откровенно опасаются напортачить и попасть в идиотское положение. Как вышло давеча в Белорецке.

Кто опаснее – эмиссары Эрдогана или местные ваххабиты?

Мюриды недавно скончавшегося суфийского шейха Назима Хаккани, хакканиты, закрепились в Башкирии лет 10 назад. Упомянутый выше брат певицы Алсу – хакканит, как и главный имам Белорецкого района Башкирии Исмагил Мухамедьянов. Главный духовный центр хакканитов находится в непризнанной «турецкой республике северного Кипра», а в Башкирии позиции джамаата сильны, пожалуй, как нигде более. Чего стоит один такой факт: несколько лет назад хакканиты построили на горе возле деревни Нарыстау мавзолей и мечеть в честь двух сподвижников пророка Магомета – при самой активной финансовой поддержке фонда «Урал», принадлежащего бывшему президенту Башкирии Муртазе Рахимову. В общем, легко понять, почему рост авторитета и популярности джамаата Хаккани напрягал конкурентов – особенно местных ваххабитов. Дело дошло до открытого конфликта между ваххабитами и суфиями. Во время намаза в соборной мечети Белорецка 30 августа 2015 года группа ваххабитов, приехавшая из Магнитогорска и Челябинска, начала драку, пытаясь изгнать хакканитов. Позвали полицию. И прибывшие полицейские оказались явно обескуражены. Ваххабиты, угадавшие, как можно выгодно спекулировать риторикой традиционного ислама, неистовствовали: «У нас есть свой муфтий, нам не нужен иностранный шейх!», «Убирайтесь вон из нашей (!) России!». Хакканиты не оставались в долгу и увещевали полицию, указывая на оппонентов: арестуйте их, они же ваххабиты! В итоге хакканитов изгнали из храма. Ваххабиты – те самые, которых ещё не так давно в нашей прессе приравнивали к террористам (вспомнить хотя бы две чеченские военные кампании), одержали победу над эмиссарами Реджепа Эрдогана! А ничего, что дело происходит в Поволжье, в самом сердце России?!

Это ещё что! Вишенкой на торте стал демарш председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе Башкирии Вячеслава Пяткова, который фактически поддержал ваххабитов, заявив, что, мол, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Но и это ещё не конец истории: видимо, не зря ходят слухи о том, что в Духовном управлении мусульман Башкирии (в составе Совета муфтиев России), в подчинении которому находится имам Белорецка, могут преобладать имамы-ваххабиты, для которых суфии являются идеологическими оппонентами. Как рассказал мухтасиб Белорецка Исмагил Мухамедьянов, за две недели до инцидента ему звонил муфтий ДУМ РБ Нурмухаммет Нигматуллин, решительно настроенный против приезда суфийского шейха в Башкирию. По-видимому, считает имам Мухамедьянов, потасовка в мечети была заранее спланирована и подготовлена, а участие ваххабитов из соседней Челябинской области должно было снять подозрения в причастности к инциденту ДУМ РБ. Мухамедьянов пошёл искать правду и обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором обвинил руководство ДУМ РБ в поддержке ваххабизма. А на следующий день башкирский муфтият уволил мухтасиба Белорецка Мухамедьянова! Ваххабиты окончательно разгромили турецкий джамаат в Белорецке, вот только неясно, радоваться нам по этому поводу или печалиться? И как в таких случаях поступать правоохранителям, на чью сторону становиться? Да и как оценить, кто опаснее – эмиссары Эрдогана, явно не несущие России ничего хорошего, или ваххабиты, многие из которых продолжают воевать на Северном Кавказе с оружием в руках?

Джамаат «верховного муфтия» – за экстремистов. А сам муфтий – против?

А как вам такой поворот? Есть в Татарстане фундаменталистский джамаат «Исмаил ага», названный по имени знаменитой стамбульской мечети. Востоковед Ильшат Саетов так описал это консервативное донельзя сообщество: «Условием вступления в сообщество является ношение бороды, чалмы и длинных одежд наподобие халата, женщины же носят чёрную чадру, закрывающую подбородок». Несмотря на видимые странности, членом сообщества является глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин, который ещё в бытность имамом казанской мечети Тынычлык ухитрился превратить духовную обитель в своего рода центр, фактически поддержав последователей джамаата «Исмаил ага». Так вот: этот турецкий джамаат не поддержал военную операцию России в Сирии против запрещённого в России ИГ, фактически поддержав позицию террористов. А теперь обратим взоры на Самигуллина, оказавшегося, мягко говоря, в щекотливом положении: его джамаат проклинает Россию, а он вынужден осуждать деятельность ИГ. На словах. Любопытно, что обо всём этом думают власти светские, да и духовные тоже? Или им решительно наплевать?

Особым расположением мусульман Поволжья пользуется турецкий джамаат «Сулейманджилар». Учение, которое исповедуют адепты этого джамаата, считается мистическим, поскольку адепты «Сулейманджилар» поддерживают духовную связь с умершим человеком, турецким шейхом Сулейманом Хильми Тунаханом. В конце 90-х джамаат открыл в Татарстане два детских пансионата-интерната – «Ак умут» для мальчиков и «Зангар» для девочек. Однажды, в 2007 году, эти пансионаты уже пытались закрыть местные власти, прознавшие, как турки-кураторы запрещают детям встречаться с родителями, а девочек заставляют даже спать, не снимая хиджабов (от этого у несчастных малышек заводились вши). Куратор пансионатов, турок Озтюрк Музаффер, вышел из положения следующим образом: заменил воспитателей-турков на местных татар. И интернаты снова открыли! Работали эти учебные заведения вплоть до позапрошлого года – безо всяких вопросов со стороны местных властей. Не по той ли причине, что их соучредителем (как и в случае с нижегородским пансионом «Волга») выступало Духовное управление мусульман Нижегородской области?

Джамааты – «мягкая сила» для покорения Урала и Поволжья

В Турции джамааты Фетхуллаха Гюлена и запрещённого в России «Нурджулар» противостоят режиму Реджепа Эрдогана, и дело даже доходит до открытых конфликтов. Тем не менее деятельность этих организаций за пределами республики признана правительством страны полезной с точки зрения реализации стратегических задач Турции. Более того, с приходом к власти Эрдогана позиции запрещённого в России джамаата «Нурджулар» в регионах значительно усилились. Адепты этого джамаата стараются создавать не только мужские ячейки, но и женские, во главе которых стоят преимущественно турецкие наставницы. Но и наши соотечественницы от турчанок не отстают: две жительницы Челябинска, Фарида Ульмаскулова и Венера Юлдашева, вместе с единомышленницей из Набережных Челнов Гульназ Валеевой основали две школы в Челябинске и медресе в деревне Азналино Курганской области. Туда они вовлекали девочек-подростков 11–17 лет, где обучали их по книгам турецкого радикального богослова Саида Нурси. Несколько лет турецкий джамаат действовал беспрепятственно, пока его деятельностью не заинтересовались правоохранительные органы. Дело в том, что методика вербовки оказалась чрезвычайно схожей с запрещённой в России «Хизб ут-Тахрир». И эффект от обработки мозгов был таким же – вполне нормальные люди читали книги богослова Саида Нурси, и со временем у них появлялся фанатизм. С горящими глазами эти люди разговаривали только о Нурси и даже Коран воспринимали исключительно через толкования Нурси. А надо сказать, что в книгах Саида Нурси, как отмечает религиовед Вероника Цибенко (Иванова), «последовательно проводится ряд идей, ведущих к трансформации личности. Отрешение от окружающего мира, вверение себя общине и служение её интересам, вплоть до растворения личности, полной потери индивидуальности и критического мышления, готовность принять тюремное заключение или мученическую смерть».

Первого турецкого эмиссара запрещённого в России джамаата «Нурджулар» Байтуллу Ямака депортировали из Татарстана в 1999 году. Правоохранительным органам в конце 90-х годов было сложно доказать экстремистский характер деятельности и учения «Нурджулар». Тогда ещё не были проведены экспертизы трудов Саида Нурси, да и организация не была признана экстремистской. Поэтому силовики предпочитали депортировать иностранных миссионеров под формальными предлогами (нарушение миграционного законодательства, просроченные визы и т.д.), полагая, что таким образом удастся оградить мусульман региона от влияния турецких эмиссаров. Только в 2008 году российский суд признал «Нурджулар» экстремистской организацией, запретив её деятельность на территории нашей страны. Куратора из Турции Чакыша Ферука депортировали на родину, и с тех пор джамаат действует уже не через турецких эмиссаров, а через местных, татарских и башкирских адептов. То, что с запретом организации их меньше не стало, свидетельствует уголовное дело, возбуждённое в 2013 году в Набережных Челнах. Неожиданно выяснилось, что деятельность запрещённого джамаата «Нурджулар» в России имеет целенаправленный и чётко структурированный характер. «За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, ответственные за распространение в нём идеологии секты, – высказывают своё мнение исламоведы Денис Вояковский и Айслу Юнусова. – Вся территория России поделена между структурными подразделениями на секторы. Фирма «Серхат», по слухам, курирует Башкирию, Татарстан, Астраханскую, Свердловскую, Оренбургскую и Челябинскую области. Фонды «Эфляк» и «Торос» – Северный Кавказ. Их деятельность контролируется руководящими функционерами из Турции, которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам».

Гюленисты охмуряют не только мусульманских детей, но и православных

Ветвь запрещённого в России джамаата «Нурджулар» «Фетхуллахчилар», названная по имени её основателя, турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, – один из самых влиятельных турецких джамаатов в России. Другое название гюленистов – организация «Хизмет». Но для российской правоохранительной системы нет никакой разницы между «гюленистами» и запрещённым в России «Нурджулар». Впрочем, невзирая на то что некоторые книги Гюлена признаны у нас экстремистскими, гюленисты в России чувствуют себя вполне вольготно. Сеть гюленистских лицеев действует в Астрахани, Туве, Москве, Петербурге, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Бурятии, Башкирии и Татарстане. «Хизмет» то и дело открывает новые культурные и научные центры при российских вузах и библиотеках и там очень тонко ведёт свою агитационно-пропагандистскую деятельность. Один из таких центров работал в Москве при Государственной библиотеке иностранной литературы, и закрыли его только в прошлом году, после того как в отношениях Москвы и Анкары началось похолодание.

Специфическая особенность лицеев гюленистов – то, что пропаганду там не ведут открыто и принимают учиться не только мусульманских детей, но и православных. Хорошее образование, детей учат четырём языкам – русскому, татарскому, английскому и турецкому – родители не нарадуются. Между тем среди учащихся ведётся строгий отбор: лучших учеников обрабатывают опытные психологи, и через какое-то время они могут стать истыми адептами «Хизмет» и преданными членами джамаата. «Продвинутых» выпускников лицеев устраивают в вузы, а затем – на высокие государственные должности. «Своих не бросаем, своим помогаем, своих продвигаем» – по такому принципу работает движение Гюлена. Вот почему гюленисты пользуются поддержкой у властей того же Татарстана (заместителем министра образования и науки Татарстана является Ильдар Мухаметов, в прошлом, по имеющейся у автора информации, директор одного из татаро-турецких лицеев в Казани).

Очевидно, что турецкое религиозное влияние разнопланово и обширно. Но возникает вопрос: насколько лояльны российскому государству будут последователи турецких джамаатов внутри мусульманской общины Поволжья и Урала, в случае если, к примеру, российско-турецкое противостояние примет вооружённый характер? Мы не можем знать наверняка, как будет развиваться ситуация. И не будет ли Турция использовать религиозный фактор сейчас, как она пыталась делать это во время русско-турецких войн XIX века или во время Первой мировой войны?

Роман Силантьев, религиовед:

– Турецкие исламисты обосновались не только на Урале, они пустили корни и в Новосибирске, и даже на Дальнем Востоке. Анкара неофициально, но последовательно использует учения двух исламских богословов, Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена, для идеологической экспансии в другие страны. Наверное, не выдам секрет, если скажу, что в нашей стране продолжает активно действовать запрещённая организация «Нурджулар», которая, прикрываясь трудами Нурси и Гюлена, распространяет в среде российских мусульман идею создания исламского государства под турецким протекторатом. В общем, нет смысла отрицать, что турецкое идеологическое внедрение в российских регионах имеет место и спецслужбы этой проблемой занимаются. Но на фоне распространения идей ваххабизма я бы назвал это ангиной на фоне прогрессирующего рака.

Пётр Прянишников

22.02.2016 08:00

Просмотров: 14071