Ислам Каримов отомстил американцам за поддержку революции в Андижане

Узбекистан ликвидирует базы США

В конце июля правительство Узбекистана передало в посольство США в Ташкенте официальное требование освободить военную базу в Карши-Ханабаде, использовавшуюся американскими ВВС с декабря 2001 года. На полное освобождение базы узбекские власти дали 1300 американским военным лишь 180 дней. Американские СМИ успели написать, что решение о закрытии базы Карши-Ханабад принято под давлением России и Китая. Действительно, в начале июля на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане была принята декларация, в которой говорилось об определении временных рамок пребывания иностранных баз на территориях государств — членов организации. Кстати, именно ссылкой на решения ШОС МИД Узбекистана и объяснил свои требования о выводе американских баз.

«Холодный» конфликт между США и Узбекистаном вокруг военной базы начался 7 июля с официального заявления МИД Узбекистана: «Соглашение между Узбекистаном и США о транзите по территории и использовании военной инфраструктуры в Узбекистане, подписанное 7 октября 2001 года, было продиктовано стремлением узбекской стороны внести свой вклад в дело устранения угрозы со стороны талибов и угрозы территориальной целостности Узбекистана... При этом следует отметить, что США практически никаких выплат по оплате фактически произведённых узбекской стороной дополнительных затрат не производили.

Заключительная часть заявления узбекского МИДа особенно интересна, если учесть, что в российских СМИ не раз мелькала информация американской стороны, что «за пользование открытой в декабре 2001 года базы Карши-Ханабад США ежегодно выплачивали Узбекистану около $11 миллионов.

3 августа узбекские власти выпустили ещё и «комментарий к ноте МИД», в котором заявлено, что «соглашение 2001 года в соответствии с его статьёй 18 заключалось сроком на 1 год, но продолжало оставаться в силе, пока одна из сторон (Узбекистан или США) не прекратит его действие письменным уведомлением за 180 дней по дипломатическим каналам. Как известно, по заявлениям официальных лиц США, активная фаза военных действий в Афганистане завершилась ещё в 2002 году».

Кстати, подобное узбекскому заявление от 7 июля выпускал и МИД Киргизии, однако руководство этой страны, похоже, согласилось оставить у себя американские базы в обмен на американские кредиты для «молодой киргизской демократии». Возможно, узбекское руководство также пошло бы на компромисс с американцами, если бы не явная поддержка, которая была оказана США «либерально-исламистской революции» в Андижане. Представители либерального крыла узбекских «революционеров» ещё в начале года ездили на консультации в США, а американцы решили продемонстрировать свою поддержку противникам Ислама Каримова и после поражения «андижанцев». Особенно широко освещался визит в Вашингтон председателя демократической партии «Эрк» Мухаммада Салиха, состоявшийся 27—30 июня 2005 года. Он встретился с высокопоставленными представителями администрации Буша. А незадолго до этого госсекретарь США Кондолиза Райс пообещала правозащитным группам по-прежнему призывать Узбекистан к проведению международного расследования андижанских событий. «Я сказал ей, что подход Госдепартамента был абсолютно верным, но что они полностью зависят от Пентагона, а власти Узбекистана над ними насмехаются», — заявил директор «Хьюман Райтс Вотч». По его словам, Райс «посмотрела мне в глаза и сказала: «Мы не позволим Каримову с нами заигрывать».

CША открывают в странах Центральной Азии «информационные центры по демократии»

А 3 августа этого года пресс-служба Госдепартамента США сообщила, что Соединённые Штаты открывают в странах Центральной Азии «информационные центры по демократии» и начинают реализацию там проектов по «поддержке независимых СМИ». Опубликован даже текущий план таких проектов, осуществляемых американским внешнеполитическим ведомством на средства специального фонда по правам человека и демократии общим объёмом $43,7 миллиона. Так, в опубликованном плане указывается, что только в Азербайджане предусмотрено использование $540 тыс. на создание «сети информационных центров по демократии», которые должны предоставить населению доступ к сообщениям СМИ, а также дать возможность посредством обучения получить «организационные навыки на низовом уровне и умение вести пропагандистские кампании». В Киргизии такие центры уже существуют, но план предусматривает выделение $613 тыс. для создания ещё пяти центров для ознакомления киргизских избирателей с их правами и международными электоральными стандартами на выборах. А Казахстану выделены $557 тыс. на создание «фабрики новостей». Она будет существовать в виде интернет-портала для обмена информацией и координации среди независимых казахских СМИ. В Таджикистане предусмотрено выделение $887 тыс. на поддержку создания сети радиовещания, включая открытие пяти независимых радиостанций, а также подготовку, обучение, техническую поддержку, продюсирование программ и создание библиотеки радиопередач.

По Узбекистану пока заявлено только о расходах в размере $80 тыс. для «продвижения главенства закона» посредством создания «общественных центров» в городах Карши и Андижане для «защиты прав подозреваемых в криминальных преступлениях», где те смогут воспользоваться услугами бесплатных адвокатов. Однако очевидно, что как раз размер американских расходов на Узбекистан сейчас в наибольшей степени находится в тени: американцы в том числе и по объективным причинам не могут раскрыть полный список всех «грантополучателей» в этом государстве, опасаясь, что те подвергнутся за это преследованиям со стороны властей. Так что реальные расходы американцев на «демократизацию» Узбекистана на порядок, а то и на два выше. Напомним также, что из общего размера фонда почти в $44 млн. опубликованы сведения лишь о предназначении $3 миллионов. Расходование же остальных денег, по сути, засекречено. И не исключено, что основная часть их пойдёт именно в Узбекистан. Кроме того, в пяти странах Центральной Азии — Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане — США продолжат обучение журналистов освещению проблематики прав человека и созданию для них интернет-порталов для обмена подготовленными сообщениями. Для этого предусмотрено финансирование в размере ещё $300 тысяч.

Ташкент признаёт, что часть «андижанских беженцев» может быть подвергнута аресту

Особое возмущение узбекских властей вызвала акция американцев по вывозу в Румынию узбекских оппозиционеров, нашедших временное прибежище в Киргизии. Вот как выглядит эта операция в изложении узбекского МИДа: «28—29 июля 2005 года... в нарушение всех процедур и норм международного права и решений ООН была осуществлена так называемая гуманитарная эвакуация с территории Кыргызстана около 440 граждан Узбекистана, которые в период трагических событий в Андижане 12—13 мая 2005 года перешли границу и находились на территории Кыргызстана. Вся подготовительная работа и сама акция по вывозу проводились в обстановке сохранения тайны, официально не объявлялась и страна, куда были вывезены граждане Узбекистана...

Узбекская сторона не видит каких-либо оснований для проведения подобной акции: количество перемещённых граждан Узбекистана на территории Кыргызстана никакой угрозы для безопасности и дестабилизации ситуации в пограничных районах не представляло. За истекший после 13 мая период их число не только не возросло, но и сократилось на несколько десятков человек, вернувшихся в свои дома в Андижане. Со стороны узбекских властей по отношению к этим лицам не предъявлялось каких-либо обвинений, они не подвергались преследованиям и давлению».

В то же время МИД Узбекистана признаёт, что часть «андижанских беженцев» всё же может быть подвергнута аресту в случае возвращения: «Власти Узбекистана вели и ведут с киргизской стороной переговоры о выдаче 29 своих граждан, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений до и во время трагических событий в Андижане.

МИД Республики Узбекистан рассматривает всё это как недопустимое грубое вмешательство внешних сил в попытке разыграть карту так называемых узбекских беженцев и продолжить необъявленную информационную атаку, осуществление которой, так же как и сама «андижанская операция», было спланировано ещё до того, как произошли трагические события 13 мая в Андижане».

Кстати, как раз в день проведения акции с вывозом «беженцев» из Андижана американское посольство в Ташкенте и получило от правительства Узбекистана требование освободить базы в 6-месячный срок. Таким образом, говорить о том, что решение Узбекистана инициировано Россией и Китаем, вряд ли можно. У Ислама Каримова было немало собственных причин для того, чтобы указать американцам на дверь. А вот желание использовать Россию и Китай в качестве «крыши» для укрепления своей власти, безусловно, присутствует...

Станислав Орловский

13.08.2007 16:37

Просмотров: 3969