Интервью главного редактора журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова для «Новости СМИ»
«Джаз – опасная среда, он затягивает»
Как зародилась идея начать выпускать журнал? Почему вы решили рассказывать людям именно о джазе?
Идея не зарождалась – она напрашивалась сама собой. Я с 1998 г. работал редактором интернет-портала о джазе, на основе которого впоследствии и был создан журнал. Работу над изданием журнала начала в 2006 г. группа авторов, которая к тому моменту уже 8 лет делала интернет-издание с тем же названием, тематикой и содержанием. На джазе я, как музыкальный журналист, специализируюсь уже около 22 лет – с 1994 г., когда меня пригласили делать передачу о джазе на одной из московских радиостанций, ныне не существующей. А джаз – опасная среда, он затягивает: «коготок увяз – всей птичке пропасть». Так что передо мной вопрос выбора просто не стоял. Так получилось.
Как изменялся журнал с момента своего первого выхода? Как он выглядит сейчас? Какова его стилистика? На что вы опираетесь при обеспечении его узнаваемости?
Это издание для чтения, хотя цветные крупноформатные иллюстрации играют в нем важную роль. Фирменный стиль был разработан нашим главным художником Татьяной Балакирской и за 10 лет менялся незначительно.
Главные элементы стиля, среди которых – не имеющее аналогов вынесение корректных оригинальных написаний иноязычных имен в зону сносок внизу страниц, остаются практически неизменными. Мы только упростили сетку верстки, в частности, уже несколько лет как перестали использовать фоновые изображения под текстом.
При обеспечении узнаваемости мы опираемся на тот факт, что мы – единственное издание в своей тематической нише. Нишевой тематической аудитории нас трудно не узнать.
Какие рубрики представлены в журнале? Как выбирается лицо номера, тема отдельного материала?
Джаз – музыка личностей. И личности – наша главная тема. Основные разделы – интервью, фестивально-концертные репортажи, исторические и портретные очерки. Как правило, на обложке оказывается либо персонаж центрального интервью номера, либо герой основного портретного очерка.
В большинстве случаев это известные джазовые музыканты. В ряде случаев – заслуживающие, с нашей точки зрения, более широкой известности.
Такие решения – вынесение на обложку музыкантов высокого уровня, пока не слишком известных аудитории, – всегда риск, но пока он в основном оправдывался.
Кто может попасть на страницы вашего журнала? Пишете ли о молодых музыкантах?
На наши страницы могут попасть и попадают музыканты, которые двигают искусство джаза вперед, – нынешние звезды, а также ветераны и «титаны» джаза – как отечественные, так и зарубежные. У нас есть и специальные рубрики для продвижения молодых отечественных музыкантов – «Молодая сцена» и «Представьтесь».
Можете подробнее рассказать о вашем портале? Что там читатель может найти для себя?
Портал «Джаз.Ру» – прежде всего электронная версия журнала «Джаз.Ру».
Туда попадает все, что не попадает на бумажные страницы, – прежде всего концертные и фестивальные анонсы, сообщения о новых альбомах, рецензии, многочисленные концертные репортажи со значительным удельным весом медиаконвергенции (фотогалереи, подкасты, видео), но также и интервью, и очерки, и в изобилии – большие тексты из бумажных журналов прошлых лет, которые не теряют значимости, и мы стремимся в формате «лонгрида» сделать их достоянием более широкой аудитории, не забывая обогатить их элементами медиаконвергенции, невозможными на бумаге.
Кроме того, на интернет-портале у нас ежедневная сводная джазовая афиша по всем городам России (ну, всем, которые присылают нам свои анонсы, конечно: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Уфа, Воронеж, Ярославль...), подкасты о джазе, видеоканал с репортажными съемками выступлений российских джазменов, целая библиотечка о джазе (чтение онлайн, без скачивания) и много другой справочной информации.
Расскажите о вашем читателе. Охарактеризуйте его.
Условных читателей у нас как бы три. Один – специалист, джазовый музыкант, прежде всего – молодой. Второй – специалист-джазфэн, как правило – старше 45. И третий – широко образованный слушатель среднего возраста (25–40), у которого джаз – одна из главных составляющих его культурной среды (но, как правило, не единственная). Численно эти три категории соотносятся примерно как 20% – 20% – 50%. Остальные 10% – более эзотерические категории: прежде всего меломаны, т.е. коллекционеры музыки. Но на их запредельно строгие вкусы и требования мы ориентируемся далеко не в первую очередь.
На что живет журнал?
Журнал принадлежит двум физическим лицам, которые одновременно являются его редакторами, и живет только за счет продаж рекламных площадей. Это типичное нишевое тематическое издание, живущее главным образом на нишевую же рекламу.
Каков тираж? Где и как распространяется?
В последнее время – 2000 экз. Распространяется преимущественно бесплатно через сеть партнеров (музыкальные клубы, магазины, фестивали, учебные заведения и т.п.). В розницу продается не более 10–15% тиража, и мы сознательно снижаем этот процент, т.к. считаем, что время продажи бумажных изданий за деньги окончательно прошло.
При этом у нас порядка 25 000 уникальных пользовательских сессий в месяц в интернет-версии, плюс примерно 36 000 просмотров наших материалов через соцсети в месяц.
Сколько человек задействовано в выпуске журнала? Расскажите о ваших авторах. Какими навыками должен обладать человек, работающий в музыкальном издании?
Непосредственно редакция – это 5 человек. Авторов – порядка полусотни. Это музыкальные журналисты, музыковеды, музыканты и... просто любители джаза. Основных навыков, необходимых для нашего издания, три.
Во-первых, нужно знать музыку и разбираться в ней на уровне специализированного музыкального издания.
Во-вторых, эти знания нужно уметь донести до читателя хорошим русским языком. (Хорошим – не значит обязательно «сложным», но и излишнее упрощенчество контента мы не считаем правильной стратегией: у нашего читателя IQ выше среднего).
И, в-третьих, нужно понимание того, что «критика» – необязательно разнос и разгром, а прежде всего анализ. А значит, этот анализ нужно уметь делать. Да, мы знаем, что мы сумасшедшие. Но по-другому в нашей нише не получается.
Расскажите об организации мероприятий – конкурсов, мастер-классов, концертов, лекций. Для чего вы их проводите, и на кого они направлены?
Мы участвуем во всех тематических выставках, в том числе за рубежом (Musik Messe Russia в Сокольниках в сентябре, Jazzahead! в Бремене в апреле и т.п.), проводим совместные проекты с музыкантами (например, прямо сейчас продолжается цикл ежемесячных лекций-концертов по истории джаза, которые мы проводим совместно с Большим Джазовым Оркестром трубача Петра Востокова), наши редактора и авторы выступают ведущими джазовых концертов и джазовых фестивалей (число которых с нашим участием перевалило за два десятка в год – и это не только Москва, но и Новосибирск, Краснодар, Воронеж и многие другие крупные города России). В городах, куда мы ездим как музыкальные журналисты или ведущие фестивалей, мы стараемся организовывать лекции в высших учебных заведениях: самый свежий пример – лекция «Как слушать джаз» в Воронежском государственном университете, отснятая студентами местного факультета журналистики на видео и превращенная в интересный полнометражный документальный фильм.
Все это – инструменты расширения и аудитории, и базы рекламодателей (крупные фестивали всегда имеют рекламные бюджеты), и, самое главное, слушательской базы джазового искусства, в чем мы видим свою основную цель.
Какие еще проекты реализованы вашим изданием?
На настоящий момент мы совместно с петербургским издательством «Планета Музыки» подготовили 5 книжных проектов, и они оказались настолько успешными, что три из них уже вышли в расширенных переизданиях – коллекция биографических очерков и интервью в двух томах под общим названием «Великие люди джаза» и мои книги «Индустрия джаза в Америке. XXI век» и «Блюз. Введение в историю». Готовятся и новые проекты, в том числе нотные сборники на основе нашей журнальной нотной рубрики «Что играть?» (музыка российских джазовых музыкантов и композиторов).
Как кризис повлиял на журнал?
Нам пришлось временно радикально сократить число бумажных выпусков в течение года. Но мы рассчитываем продолжать издание журнала на бумаге.
Как кризис повлиял в целом на музыкальную индустрию России?
Сократились бюджеты фестивалей и возможности концертных промоутеров. С другой стороны, у музыкантов вне поп-рок-направления стало меньше возможностей заработать «корпоративами» на возможность представлять собственно музыкальное искусство. Но «стало меньше» не означает, по счастью, «совсем не стало».
По-вашему, что ждет печатные СМИ?
Нишевые печатные СМИ уйдут с рынка последними. Надеюсь, не очень скоро.
Каковы стратегические цели и планы издания в ближайшее будущее?
Больше и лучше работать, восстановить полноценный выход на бумаге, расширять охват в соцсетях, и, что очень важно, – расширять авторскую базу, так как нам очень нужны новые репортажники, рецензенты, интервьюеры и т.п. Специальным навыкам научим. Главное – любить музыку, хотеть писать о музыке и музыкантах и... уметь излагать свои мысли на русском языке! (А с этим у части нового поколения, прошедшего «школу ЕГЭ», есть, увы, проблемы...).
Журнал «Новости СМИ» №23, ноябрь 2016 год
Просмотров: 3308