Интересы отечественных производителей кофе нуждаются в защите на фоне санкционного и пошлинного давления

Особенности национального эспрессо

Россия превратилась в кофейную державу, выпивая почти 400 тысяч тонн кофе в год. При этом по мере роста популярности этого напитка на кофейном рынке обостряется и геополитическое противостояние. Поначалу кофе, как и спорт, был вне политики, и введенное Россией в 2014 году в отношении недружественных стран продуктовое эмбарго практически не коснулось ни кофейного бизнеса, ни чая.

Деликатность кофейного вопроса заключается в том, что значительная часть внутреннего рынка кофе до сих пор контролируется транснациональными компаниями «Jacobs» и «Nestle».

Конечно, эти структуры уже давно обзавелись фасадом российских юрлиц и полными производственными циклами в РФ. Но связи российских «дочек» с западными материнскими компаниями от этого не ослабели, а преференций для них стало больше.

Если «Jacobs» с «Nestle» кредитуются в западных банках под 4 процента годовых, то отечественные предприятия заимствуют финансовые ресурсы в банках РФ с учетом высокой ключевой ставки ЦБ под 25 процентов. Если «дочки» Якобс и Нестле оплачивают поставки кофейного сырья по факту его получения, то российские производители вносят обязательную предоплату. Если для россиян логистика в кофейном бизнесе существенно подорожала, а логистическое плечо удлинилось, то для «дочек» западных компаний ничего не изменилось.

Наконец, в прошлогоднем июне Евросоюз вдобавок ко всем прежним санкциям ввел дополнительную 50-процентную пошлину на кофе, чай, цикорий и ряд других продуктов из России и Белоруссии.

В итоге и без того сократившийся в последние годы экспорт кофе из РФ в Европу был полностью прекращен. В то же время российский рынок по-прежнему остается открытым для иностранных производителей кофе из недружественных стран. В результате отечественные кофейные компании оказались в совсем уж неравном положении в сравнении с конкурентами, которые работают под защитой западных брендов. К тому же, суверенные российские предприятия хоть и занимают меньшую долю кофейного рынка, но совокупный объем оплачиваемых ими налогов значительно больше. Да и по числу созданных в РФ рабочих мест российские компании по выпуску кофе и чая многократно превосходят дочерние предприятия западных конкурирующих структур.

Ситуация явно нуждается в справедливом и законном разрешении с учетом интересов российского предпринимательства. По инициативе ассоциации «Росчайкофе» в Минэкономразвития РФ была создана рабочая группа по таможенно-тарифному регулированию и ответным мерам во внешней торговле. Пошлины на жареный кофе из недружественных стран с 1 января 2025 года были повышены с 8 до 13 процентов, а на растворимый – с 7,5 до 17,5 процента. Однако такая ответная мера оказалась во многом формальна и недостаточна в сравнении с тяжестью западных санкций и дополнительным 50-процентным увеличением пошлин на российскую кофейно- чайную продукцию. Справедливым было бы зеркальное введение пошлин на аналогичные западные товары в размере тех же 50-и процентов, что позволило бы устранить образовавшийся дисбаланс.

Между тем, в повестку вписался бы и более радикальный вариант ответа на санкционно-пошлинное давление конкурентов вплоть до полного запрета на ввоз кофе из недружественных государств. Негативно на российском рынке такое решение бы не отразилось, потому что ни кофе с чаем, ни цикорий с мате в недружественных странах не выращиваются, а только экспортируются и перерабатываются. При этом значительная часть себестоимости и прибыли от этих операций остается в государствах Запада. В то же время производственных мощностей отечественных производителей кофе и чая с запасом хватит для замещения импорта готовой продукции из Евросоюза. Кроме того, себестоимость произведенной в РФ продукции ниже привозной, что гарантированно позволит отечественным предприятиям обеспечить ценовую стабильность и не допустить дефицита продуктов в рознице.

Наконец, выращивающий зерна кофе и чайный лист Глобальный Юг открыт для наращивания товарооборота с РФ и увеличения поставок сырья на российские предприятия. Конечно, коллективный кофейный Запад вряд ли так просто проглотит столь решительный российский ответ и наверняка попытается пробиться на российский рынок через транзитные «окна» тех стран- посредников, которые не прочь заработать на геополитических изменениях в мировой торговле. Но не лыком шита и российская сторона, которая сможет пресечь такие попытки путем упреждающего повышения пошлин в том числе и государствам из числа возможных недобросовестных транзитеров запрещенной западной кофейной продукции.

Безусловно, такой кофейный разворот в сторону отечественного производителя приведет к тому, что телезритель больше не услышит голос латышского актера Ивара Калныньша в телерекламе «чарующего аромата» кофе «Якобс Монарх». Но, если разобраться, то и швейцарская Нестле, и нидерландская Якобс на протяжении большей части своих историй были не только на оппонирующей, но и на откровенно противной России стороне. Так, компания Нестле во время Второй Мировой войны ухитрялась одновременно снабжать растворимым кофе как англо-американскую коалицию, так и вермахт. По поводу такой двуличной политики компании в те годы в Европе даже в шутку говорили, что шесть дней швейцарские производители кофе работали на нацистов, а в воскресенье молились за победу союзников.

Немало темных пятен осталось и в биографии кофейного бренда Jacobs, созданного в 1895 году в Бремене германским предпринимателем Иоганном Якобсом. Это в 1945 году семья Якобсов щедро наливала кофе победителям, а до этого исправно поила бодрящим напитком тех, кто воевал совсем под другими знаменами. С тех пор минуло много десятилетий, но ничто не забыто, а тем более на фоне нынешней геополитической эскалации, где у каждого свой аромат кофе.

Николай Петров

19.02.2026 09:00

Просмотров: 595