«Гроздья гнева» не нашедших себя иммигрантов зреют во всех европейских столицах

Хулиганство? Мятеж? Революция?

Мятеж парижских окраин волнует россиян почти так же, как и французов. О нём говорят так, будто это происходит не где-то в далёкой Европе, а у нас под боком. Политики, эксперты, журналисты, обыватели до хрипоты спорят друг с другом. «Версия» попыталась свести на одной газетной странице весь спектр мнений.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института проблем глобализации:

— Если бы мы хотели чему-то научиться, то освещали бы события во Франции такими, какие они есть на самом деле, а не так, как нам хочется. Но мы не хотим учиться на чужих ошибках. У меня есть достоверные сведения о том, что среди арестованной молодёжи людей, исповедующих ислам, практически нет. Они вообще нерелигиозны, не знают арабский язык, а говорят только на французском языке. Среди зачинщиков беспорядков присутствует полный интернационал, поэтому арабская, расовая тема к этим событиям не имеет никакого отношения. Это чисто специфические проблемы Франции: там происходит сильное расслоение общества и большие слои населения опускаются по социальной лестнице вниз.

Виталий НАУМКИН, президент российского Центра стратегических и политических исследований, руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН:

— Сегодня проблема взаимодействия Запада и исламского мира является крайне болезненной. В Европе (не считая России), Северной и Южной Америке проживает около 50 млн. мусульман. Это мощная община, и отношения между нею и теми обществами, в которых она живёт, составляя меньшинство, часто становятся конфликтными. В первую очередь это касается европейских государств: Франции, Португалии, Испании, Германии, Великобритании. Поэтому для европейцев сегодня вопрос о том, как улучшить отношения между двумя мирами — западным (прежде всего христианским) и мусульманским, — очень серьёзная проблема. И вторая сторона этой проблемы: как инкорпорировать мусульманское население, приехавшее в Европу, в западные общества, интегрировать его в европейскую культуру? В целом путь развития этих исламских сообществ внутри европейских государств сам по себе ещё неясен. То ли должна идти речь об их ассимиляции, полной интеграции в эту культуру, то ли, наоборот, о том, что они будут иметь всё больше возможностей для самовыражения, развития собственной, исламской идентичности. Актуальность этой проблемы ещё раз продемонстрировали последние события во Франции.

События усилили подозрительность и непонимание между исламским и западным сообществами, а это питает религиозный экстремизм, разрушает толерантность и угрожает международной стабильности.

Дмитрий ЖАНТИЕВ, кандидат исторических наук, доцент Института стран Азии и Африки:

— Бунт, зародившийся в пригороде Парижа Клиши-су-Буа, за 10 дней распространился на 300 французских городов и посёлков, перекинулся в Бельгию и Германию. Как и в ряде других европейских стран, во Франции выплыл наружу комплекс взаимосвязанных проблем, связанных с накоплением «критической массы» неассимилированных иммигрантов из Северной и Тропической Африки. На наших глазах происходит то, что многие политологи (в частности, Патрик Бьюкенен) называют «смертью Запада»: духовный кризис «общества потребления» привёл к демографическому коллапсу коренного европейского населения. А пожизненная система социального обеспечения тем временем притягивает к себе новые тысячи иммигрантов, которые, как выяснилось, могут жить, даже не имея работы, и при этом сохранять высокий естественный прирост.

Вместо мирного сосуществования при «многообразии культур» Франция получила множество стремительно растущих «гетто». Нынешние бунты — это далеко не первый пример полуорганизованных мятежей иммигрантов в Европе. Несколькими неделями ранее один такой бунт был отмечен в английском Бирмингеме, другой — в датском Орхусе. По самой Франции подобные волны насилия прокатились ещё в 1979 году. Просто нынешняя фаза отличается особой длительностью, масштабом и хорошо спланированным характером.

Эту проблему Европе так или иначе придётся решать. Но если французское правительство сейчас решит выделить деньги для периферии во избежание более серьёзных беспорядков, ему придётся откуда-то взять эти средства с риском увеличения бюджетного дефицита. И тем самым предложить «подсказку» прочим общественным слоям. Как продолжение забастовки 4 октября, в которой участвовало более миллиона человек, на ноябрь уже запланированы новые акции протеста со стороны государственных служащих... Поэтому скорее всего тупиковую проблему опять будут замалчивать, делая вид, что «всё пришло в норму». Полиция покинет «гетто», и они продолжат расти и множиться.

Более всего в сложившейся ситуации примечательна реакция Соединённых Штатов, там явно царит нечто вроде злорадного ликования. Не случайно «Голос Америки» в своём комментарии охарактеризовал беспорядки во Франции как падение европейской системы ценностей. Насколько в этой ситуации политически проигрывает Евросоюз, настолько выигрывают США. И это заставляет особо задуматься о роли «внешнего фактора» (в том числе деятельности спецслужб) в разжигании пламени французских пожаров...

МНЕНИЕ ПОЛИТИКОВ

Михаил МАРГЕЛОВ, председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам:

— Перемирие в «войне цивилизаций» на европейском континенте прервано. Костры французских и бельгийских пожаров высветили проблему, открытому обсуждению которой мешали либо политкорректность, либо нежелание грузить повестку дня больными темами. Проблема в том, что во Франции иммигранты — не только приехавшие недавно, но и уже рождённые во Франции — не адаптируются к порядкам приютившей их страны. И предположение, что погромы подстроены то ли соперниками, то ли сторонниками честолюбивого Николя Саркози, ничего в сути событий не меняет: иммигрантов в Европе не любят.

Вслух об этом не говорят, но принцип такой: если ты не можешь с этим ничего поделать, то надо постараться, чтобы это ничего не могло поделать с тобой. Иммигранты стремятся в Европу не за ценностями, а за сытостью, но их там никто не ждёт. У них низкая квалификация, их не берут на приличную работу, «остаточные» профессии их не устраивают, и они выбирают наркоторговлю, воровство и бандитизм.

«Гроздья гнева» не нашедших себя иммигрантов зреют во всех европейских столицах. На днях, непонятно зачем, праворадикальные движения прошли по Москве «правым маршем». Нам нужно не усиление отторжения, оно и без того у нас есть, а политика адаптации своих иммигрантов, которой нет.

Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы РФ, член фракции ЛДПР:

— Без расколов наверху никакие политические и общественные процессы невозможны. Борьба между Саркози и де Вильпеном за французский престол напоминает историю Примакова и Путина, когда их битва за власть в конце 90-х годов породила войну на Кавказе.

Бунтовской «реквизит» есть в любой стране. Если бы Ходорковский захотел, он мог бы засесть в здании ЮКОСа, окружить его десятью тысячами бомжей-демонстрантов и устроить праздник на несколько месяцев. Я знаю людей, которые ему это предлагали. Бомжики получали бы по 500 рублей, кричали бы: «Убивайте нас, а его не троньте!» — И никакой ОМОН не смог бы штурмовать ЮКОС. Но он пошёл другим путём, и на сегодня у нас в лагере власти нет раскола, нет противодействующих внутривластных группировок. Поэтому нет заказа сверху на то, чтобы покачнуть ситуацию, некому бегать и поджигать машины. Во Франции же налицо раскол, начало жёсткой предвыборной кампании Саркози и де Вильпена. В народе может сложиться впечатление, что Саркози — плохой министр внутренних дел, что именно он допустил беспорядки и пытается переложить ответственность на правительство. Саркози посильнее, но Ширак на стороне де Вильпена, жена Ширака ненавидит Саркози. Идёт перетягивание каната — посмотрим, кто победит.

Константин КОСАЧЁВ, председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам:

— Есть ощущение, что проблемы во Франции носят системный характер и гибель двоих молодых людей — курок, который спустило давно заряженное ружьё. Европейцы, включая французов, проводят иммиграционную политику максимально либерально и великодушно, создают для мигрантов максимально благополучные социальные условия, надеясь, что они автоматически ассимилируются в местном сообществе. Этого не произошло. Приезжие из арабских стран не приняли демократические ценности, которые являются совершенно естественными на территории Европы, и предпочли сохранять свою собственную — национальную, культурную, религиозную — идентичность, продолжая жить изолированно, по своим обычаям и законам. В этих слоях населения гораздо выше безработица, гораздо ниже доходы. В итоге у приезжих возникают разочарование, обида на то, что страны «всеобщего благоденствия» не в состоянии решить все их проблемы. Я не снимаю вину за вандализм с тех, кто участвует в погромах, но верно и то, что сложившаяся ситуация требует глубокого анализа, который даст ответ на главный вопрос: останется ли и в дальнейшем Европа местом, где параллельно сосуществуют различные миры и общество делится на своих и чужих?

Леонид ГОЗМАН, заместитель председателя, секретарь Федерального политсовета СПС:

— Силовые методы не есть панацея, но в такой ситуации без них не обойтись: погромщики должны быть наказаны. Другой вопрос, что их в десятки раз меньше, чем тех людей, которые сопровождают погромщиков, аплодируют им, подбадривают и всячески одобряют. Ни погром, ни террор невозможны без этого одобрения. После 11 сентября по телевидению показали праздник на улицах палестинских городов, и если бы террористы не чувствовали поддержки своего народа, они бы на это не пошли.

Общество не может больше быть мононациональным, Франция не может быть без выходцев из Северной Африки, как не может быть Россия без граждан неславянского происхождения. Их действительно предельно сложно интегрировать, и какие-то страны с этой задачей справляются лучше, какие-то хуже. Для такой интеграции в 60-е годы американское государство использовало всю мощь, вплоть до вооружённых сил, но в итоге Штаты добились фантастических результатов: ведь ещё 40 лет назад на юге США были скамейки только для чёрных и только для белых. Это вопрос политической воли.

Виктор ПОХМЕЛКИН, член Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству:

— События во Франции — это звонок нам. У нас существуют две крайние позиции: попытка полностью игнорировать факт существования иммигрантов, их бесправие, агрессивность, низкий социальный статус. И другая — предлагается решать эти проблемы хирургическим путём, это позиция наших националистов. Но самое правильное, грамотное решение — установление гражданского социального мира.

Алексей Петров

13.08.2007 16:37

Просмотров: 1182