«Евровидение» оскоромилось политикой и попало впросак

Допелись до чёртиков

«Не надо политизировать творческий конкурс» – такую фразу мы обычно слышим, когда заходит речь о «Евровидении». Однако политика там была всегда. Впрочем, организаторы – Европейский союз телевещателей – с этим боролись, дисквалифицируя страны за попытки протащить в песни своих исполнителей политические лозунги и призывы. Но вот наступил 2016 год, и принципы, похоже, изменились.

Победа Украины стала апофеозом политизации «Евровидения». Как так получилось и к чему всё это может привести, разбиралась «Наша Версия».

В этом году голосование проходило по новым правилам: сначала итоги объявляли профессиональные жюри разных стран, а затем были озвучены общие результаты голосования телезрителей. Как проголосовали жители каждой конкретной страны, стало известно позже. Оказалось, что их волеизъявление сильно расходится с мнением жюри, что, естественно, вызвало вопросы.

Другим поводом для скандала стала сама тема песни украинской победительницы Джамалы. Композиция «1944» повествует о депортации советской властью крымских татар. Параллель с присоединением Крыма к России – явная и очевидная. Однако Украина убедила союз телевещателей, что никакой политики в песне нет. Впрочем, когда Джамале позвонил представившийся помощником президента Украины Петра Порошенко российский пранкер Алексей Столяров (Лексус), певица по секрету призналась, что политический лозунг в песне всё-таки есть. Да и сложно его было не заметить. Отчего же тогда организаторы «Евровидения» решили закрыть на это глаза?

Политика взяла верх

Украинский журналист Анатолий Шарий со ссылкой на Порошенко рассказал, что композиция исполнялась до 1 сентября 2015 года – что запрещено правилами конкурса – и раньше она называлась «Крым наш».

Уже вовсю звучат призывы пересмотреть итоги «Евровидения». С такими предложениями выступают ратующие за чистоту конкурса жители Великобритании, Франции, Германии, Испании, Австралии, Сербии, Швеции и т.д. Впрочем, сильнее всех негодуют россияне. Патриотично настроенные граждане утверждают, что Сергея Лазарева намеренно засудили, ссылаясь при этом на разницу между голосованием телезрителей и профессионального жюри. Так, 12 зрительских баллов Россия получила от Азербайджана, Армении, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Германии, Молдовы, Украины, Сербии. При этом профессиональные жюри ряда этих стран поставили российскому исполнителю ноль баллов. Как такое может быть? Директор Центра либерально-консервативной политики Александр Казаков со ссылкой на своего знакомого, работавшего в жюри от одной из прибалтийских стран, рассказал о «позвоночном» голосовании на «Евровидении». Якобы члену жюри позвонил влиятельный европейский политик и спросил, есть ли возможность поставить России ноль баллов. Как утверждалось, подсчёты показали, что если определённое количество профессиональных судей не дадут Сергею Лазареву ни одного балла, то победить он не сможет, даже в случае если телезрители отдадут ему первое место.

Ирония ситуации, правда, заключается здесь в том, что Евросоюз таким образом хотел поддержать вовсе не Украину, а недавнюю участницу конкурса Австралию. Дескать, таким образом удалось бы избежать скандала, отдав победу австралийке Дэми. Но вышло ровно наоборот. Видимо, европолитики недооценили номер Джамалы, а «валить» украинскую исполнительницу команды не было.

Кирдык до Киева доведёт

Потому теперь мы наблюдаем попытки отыграть назад. Представитель датского жюри на конкурсе «Евровидение» Хильда Хейк призналась, что перепутала систему оценки конкурсантов и вместо Австралии присудила 12 баллов Украине, которой на самом деле хотела дать 0. Объяснение, согласитесь, звучит на уровне школьника. Но что-то говорить нужно. Ведь теперь куда ни кинь – всюду клин. Подтвердится необъективность жюри – на «Евровидение» ляжет пятно позора. Удастся замять скандал – придётся раскошеливаться. Дело в том, что министр культуры Украины Евгений Нищук уже заявил: в бюджете страны нет денег на проведение конкурса. «Будем привлекать европейских специалистов и инвесторов, потому что высокий уровень шоу, заданный в Стокгольме, требует очень больших финансовых вливаний», – огорошил украинский министр. А глава минфина Александр Данилюк допустил отказ страны от конкурса. Кстати, проведение «Евровидения-2016» в Стокгольме обошлось в 60 млн долларов.

Тем паче что проведение следующего конкурса на Украине только ещё сильнее политизирует «Евровидение». Депутат Верховной рады Украины Антон Геращенко уже объявил, что в следующем году в «Евровидении» смогут участвовать лишь те исполнители из России, кто «понимает, что захват Крыма и оккупация части Донбасса – это было преступление». Так что, похоже, политика всё-таки добьёт шоу.

Кстати, как раз Сергей Лазарев ещё в 2014 году сказал, что считает Крым Украиной. Ирония судьбы? Возможно, ему стоит теперь попытать счастья в Киеве. Правда, народный артист СССР Иосиф Кобзон, которому запрещён въезд на Украину, заявил, что согласен принять участие в «Евровидении-2017», если с него снимут санкции.

Ксения Веретенникова

23.05.2016 08:30

Просмотров: 2699