Европейский центральный банк перепутал результат и следствие набирающего силу политического популизма

Стратегия неуспеха

Документ под названием «Обзор финансовой стабильности» - далеко не самое легкое чтиво для большинства. Однако среди 143 страниц последнего издания содержится небольшой отрывок из нескольких строк, который встревожит многих.

«Обзор финансовой стабильности» публикуется дважды в год Европейским центральным банком - организацией, отвечающей за денежно-кредитную политику континентального союза.

На 12-й странице, среди предупреждений об «ожиданиях низкой доходности» и «стресса в инвестиционном секторе», содержится довольно резкое политическое послание: «Политические риски возросли по всей еврозоне и создают проблему для фискальной и структурной реализации реформ и, как следствие, к устойчивости государственного долга».

Данная формулировка означает, что возникновение популистских партий по всей Европе сделало судьбу ортодоксальных экономических реформ, считающихся в ЕС путем к экономическому успеху и стабильности, менее определенной. Это, в свою очередь, может вызвать возобновление давления на наиболее уязвимые государства и потенциально способствовать их повторному дроблению.

Рефрагментация в зоне евро?

Это действительно звучит пугающе для той части блока, что использует единую валюту. И выживание валютного союза действительно является одной из самых больших забот этих столпов европейского истеблишмента.

Каков контекст?

Основой для документа стали повсеместные разговоры о кризисе и то, что в результате неспособности центристских или социал-демократических партий справиться с экономическим спадом, к власти в странах Европы все чаще приходят сторонники крайних решений - будь то правые или левые.

От Финляндии до Франции и Венгрии националистические силы пользуются большим успехом; а в Греции и Испании радикальные левые партии получили особую избирательную привлекательность.

По мере изменения политических настроений среди населения европейские политики все отчетливей ощущают угрозу, которую представляют новые партии, готовые с легкостью отвергнуть существующий политический и экономический консенсус.

Опасна ли проблема для бизнеса?

Кристоф Шнайдер, директор федеральной торговой палаты в Австрии, где кандидату от крайне правой «Партии свободы» практически удалось занять президентский пост – говорит, что несмотря на «период напряженности» в преддверии выборов, бизнес в Австрии находился в ожидании, но не паниковал в ожидании возможного роста влияния националистов:

«Партия свободы» на самом деле не имеет программы, мы не знаем, каковы их цели. За исключением оппозиции к массовой иммиграции они не декларируют своих позиций».

В предыдущем коалиционном правительстве в 2000 году партия фактически протолкнула пакет реформ, считающийся успешным.

На данный момент Кристоф Шнайдер описывает «Партию свободы» как оппортунистическую, а не популистскую, которая выигрывает от нежелания политических конкурентов серьезно рассматривать озабоченность по поводу будущего Европы.

Правилен ли анализ ЕЦБ?

По словам Оливье Вардакулиас, экономиста Фонда новой экономики Великобритании (NEF), ЕЦБ перепутал результат и следствие. По его мнению, рост популярности так называемых популистских партий является результатом экономической и финансовой турбулентности, вызванной тем, как отреагировали на кризис государства и институты еврозоны.

Реакция ЕЦБ вынудила государства-члены предпринять структурные реформы - «реакционные социальные меры, в том числе отказ от фондов всеобщего благосостояния, ликвидацию трудовых прав, сокращение социальных расходов и так далее», что способствовало углублению кризиса.

Это, в свою очередь, привело к формированию двух лагерей – проевропейски настроенных крайнее левых и откровенных евроскептиков ультраправых.

Какова альтернатива?

Г-н Вардакулиас настаивает на том, что Европа должна смириться с тем фактом, что ее стратегия не принесла успеха - и ставит под угрозу политическую стабильность Старого Света:

«Вопрос в том, хотят ли они и готовы ли принять эти факты и двигаться в направлении альтернативной политики для Европы в целом - демократизации институтов, а на самом деле урегулирования кризиса не только на периферии, но и в таких странах, как Франция. Если они недооценят риск сложившейся ситуации, то еврозона может взорваться».

Алексей Свищёв

04.08.2016 15:00

Просмотров: 2534