Европе нужен конкурент Tesla
Кто-то другой
Наиболее перспективными продуктами Nikola Corp. являются тяжелые грузовики, работающие на электрических батареях или водородных топливных элементах.
Успех Nikola (название является еще одной отсылкой к физику-изобретателю Николе Тесле) укрепит мнение европейских руководителей автомобильной промышленности по поводу того, что фондовый рынок США работает по другим правилам. В то время как Tesla Inc. приносит лишь скромную прибыль, она оценивается примерно в $275 млрд, что больше чем совокупная стоимость пяти крупнейших европейских автопроизводителей вместе взятых.
По крайней мере у Европы есть доля в этом раскрученном проекте. Основанная Тревором Милтоном, 38-летним американцем, бросившим колледж, Nicola Corp. в значительной степени полагается на опыт старого континента. Robert Bosch Gmbh, немецкий поставщик автомобилей, помог разработать американской компании электрический силовой агрегат, и первые грузовики Nikola будут построены на немецком заводе, принадлежащем итальянской Iveco, производителю грузовиков, поддерживаемому семьей миллиардера Аньелли. Bosch и Iveco владеют более чем 6% акций Nikola. CNH Industrial NV, материнская компания Iveco, в прошлом месяце зафиксировала прибыль от этой инвестиции в размере $1,5 миллиарда.
Самый большой вопрос заключается в том, оправдана ли столь высокая оценка стартапа, так сильно зависящего от других. Может ли компания конкурировать с Tesla, которая собственными силами обеспечивает производство? И если Европа обладает таким опытом, то почему она не создала собственного конкурента компании Илона Маска?
Может быть это нехватка смелости. Название Nikola - не единственная причина, по которой компанию часто сравнивают с Tesla. Гиперактивность Милтона в Twitter затмевает Маска. Амбиции обоих предпринимателей простираются от продажи «зеленых» автомобилей с нулевым уровнем выбросов до производства и хранения чистой энергии. В то время как Nikola сосредоточена на тяжелых грузовиках, она рекламировала различные потребительские товары, включая пикап под названием «Барсук». Это приманка для частных инвесторов, как показывает ажиотаж вокруг «Кибертрака» Маска.
В то время как обе компании работают над электрическими грузовиками, они отличаются по крайней мере в двух ключевых аспектах. Первый - водород: Маск относится к нему пренебрежительно, в то время как Милтон считает водород идеальным топливом для грузовиков, которое позволит обеспечить большой запас хода. Во-вторых, это их отношение к бытовым продуктам.
Правда, в первые дни своего существования Tesla сотрудничал с Lotus, чтобы помочь сделать родстер, а Daimler AG помог разработать седан Model S. Tesla сотрудничает с Panasonic в производстве аккумуляторных батарей. Но Маск известен тем, что пытается создать свою собственную технологию, от электрических силовых агрегатов и программного обеспечения для автоматического вождения до автомобильных сидений.
По словам аналитика Cowen Джеффри Осборна, компания Nikola разработала собственное программное обеспечение, информационно-развлекательную систему и систему управления аккумуляторами, а также аэродинамический кузов автомобиля. Для большей части других компонентов использовался аутсорсинг или налаживалось сотрудничество с известными компаниями. Более 200 сотрудников Bosch были задействованы в создании важных деталей грузовиков Nikola, включая электродвигатель, блок управления автомобилем, аккумулятор и водородный топливный элемент. Результатом является создание продуктов, представляющих совместную интеллектуальную собственность Nikola и ее поставщиков.
Однако нет никаких сомнений в том, кто обладает более глубоким опытом. До сих пор Nikola получила 11 патентов в США, около 1% от общего числа патентов Bosch, получаемых ежегодно. «Bosch получает деньги за то, что помогает нам достичь отраслевых стандартов», - сказал Милтон.
Привлечение партнеров для развития технологической базы имеет некоторые преимущества. У Nikola всего 300 сотрудников, и все же ее первые грузовики скоро должны начать сходить с конвееров. Работа с партнерами снижает риск производственных задержек и проблем с качеством, которые имелись у Tesla.
Подобная схема также обеспечивает эффективное использование капитала. Расходы Nikola на исследования и разработки в прошлом году составили всего $68 миллионов. Tesla потратила $1,3 миллиарда. После листинга у Nicola есть около $900 миллионов наличными, хотя это не так много в автомобильном бизнесе. Для североамериканского рынка Nicola планирует обойтись собственным производственными мощностями, при содействии фирмы «Iveco». На этой неделе Nicola запустила завод стоимостью $600 миллионов в Аризоне.
Впрочем, помимо масштабного привлечения партнеров к производственному процессу есть и другие аспекты, которые могут расстроить амбициозные планы Nicola.
Создание заправочной сети является центральной частью бизнес-модели, но это потребует огромных инвестиций, с учетом того, что одна водородная заправка стоит $17 миллионов. Компания планирует конкурировать с компаниями, у которых больше опыта и денег. Daimler AG не смог довести до конца свои ранние эксперименты с электромобилями и позволил Tesla обойти себя. Вероятно, эта ошибка не повторится с грузовиками.
Daimler - крупнейший в мире производитель грузовиков, и он планирует начать производство своих электрических моделей eActros и eCascadia в следующем году. Немецкий гигант также создал совместное предприятие со шведской Volvo для разработки систем водородных топливных элементов для тяжелых транспортных средств. Это предприятие оценивается компаниями в $1,4 миллиарда.
Даже если цена акций выглядит завышенной, невероятная популярность Nicola показывает, что инвесторы проявляют большой интерес к «зеленым» автопроизводителям. У европейских производителей есть технические ресурсы, но они должны найти лучшие способы извлечь выгоду из позиции инвесторов с помощью новых бизнес-моделей. Иначе это сделает кто-то другой.
Просмотров: 15920