Если Китай является главной угрозой, почему Дональд Трамп выбирает войну на Ближнем Востоке?
Новая старая стратегия
Те, кто ищет ответ на этот вопрос, будут разочарованы. Основные направления документа давно известны, они были разработаны еще при Бараке Обаме и даже раньше. В тех моментах, где отчет по Индо-Тихоокеанскому региону более интересен, подчеркиваются - намеренно и непреднамеренно - ключевые проблемы, которые США еще предстоит преодолеть.
Стратегия, по существу, приложение к Стратегии национальной безопасности и Стратегии национальной обороны: два документа, которые ставят угрозу от ревизионистских великих держав - особенно Китая – на центральное место в политике США. В докладе описывается Индо-Тихоокеанский регион как «приоритетный театр Америки», поскольку этот регион, скорее всего, станет двигателем экономического роста и эпицентром геополитического соперничества в XXI веке. Чтобы укрепить позиции США и помешать Китаю достичь гегемонии, Министерство обороны лоббирует три взаимосвязанные инициативы.
Во-первых, Пентагон повысит готовность США справиться с потенциальной агрессией Китая, разработав новые возможности и оперативные концепции, чтобы компенсировать растущую военную мощь Пекина. Во-вторых, США расширят и углубят партнерские отношения в регионе, чтобы сформировать более широкую региональную коалицию против политики Китая. Это улучшит существующую систему двусторонних альянсов и партнерских отношений США, объединяя эти отношения в единое целое. Делая все это, Америка может сохранить «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» - регион, в котором страны могут свободно торговать, сохранять свой суверенитет и избегать доминирования Пекина.
Таким образом данная стратегия, как и предыдущие стратегические документы, занимает резкую риторическую линию в отношении Китая. Она включает в себя и некоторые новые инициативы, предпринятые администрацией Трампа, такие как возрождение «четверки» (неформальное партнерство, связывающее США, Японию, Австралию и Индию) и стимулирование европейских союзников к активизации военно-морской деятельности. В докладе также упоминается Тайвань как страна, что наверняка приведет в ярость Пекин, который рассматривает его как своенравную провинцию.
Однако если оставить в стороне эти нововведения, большая часть отчета кажется до боли знакомой. Идеи противодействия наращиванию военной мощи Китая при одновременной модернизации, расширении и интеграции отношений США в сфере безопасности лежали в основе политики Обамы в отношении Китая. Действительно, значительная часть стратегии США могла быть взята непосредственно из выступлений тогдашнего министра обороны Эша Картера по Китаю в последние два года президентства Обамы.
В этом нет ничего плохого: основные стратегические требования сдерживания Пекина и укрепление позиций США в регионе не сильно изменились с 2015-2016 годов, даже если вызов Китая стал более серьезным. Таким образом наиболее показательным аспектом стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе является то, как в документе освещаются - иногда явно, иногда неявно - самые острые проблемы, с которыми сталкиваются США при решении китайской проблемы.
Первым является вопрос о том, как предотвратить свершившийся факт. Китай все еще не может победить США в длительной войне, если Америка использует всю свою мощь. Но Пекин может использовать преимущества неожиданности и местности, чтобы быстро захватить ключевую территорию - например, Тайвань или острова Сенкаку - и затем заставить Вашингтон решить, платить ли высокую, возможно, непомерную цену за освобождение.
Доклад по Индо-Тихоокеанскому региону весьма откровенен при обсуждении этой проблемы. К сожалению, министерство обороны только начинает размышлять на этот счет.
Стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе подчеркивает неловкий вопрос о том, действительно ли этот регион является приоритетным для США. Потому что независимо от того, что говорится в документах, администрация Трампа просто не может сохранять стратегическую направленность. Прямо сейчас США рискуют быть поглощенными углубляющимся дипломатическим и военным кризисом в Персидском заливе, вызванном частично - хотя и далеко не полностью - усилиями Трампа по давлению на Иран. Администрация говорит одно о своих геополитических приоритетах, но постоянно делает другое.
Таким образом обнародование стратегии по Индо-Тихоокеанскому региону не следует путать с разработкой комплексной, эффективной стратегии поддержания «свободного и открытого» региона. Но это по крайней мере иллюстрирует основные препятствия - некоторые из них появились сами собой – которые придется преодолеть.
Просмотров: 11283