Дыру в бюджете ярославского фонда капремонта хотят закрыть за счет средств жителей
Деньги – в котел
«В случае установления фактов невыполнения работ в сроки, установленные региональной программой, и отсутствия оформленных надлежащим образом документов о переносе срока капительного ремонта … орган местного самоуправления должен принять решение о переводе таких домов в «общий котел», – говорится в письме заммэра Ярославля Николая Степанова главам территориальных администраций, которое цитирует «Коммерсант». Как подсчитали в мэрии, речь может идти о 1132 домах-нарушителях, где собственники не успели вовремя отремонтировать лифты.
А глава ярославского фонда капремонта (ФКР) Алексей Рябченков и вовсе заявил, что на спецсчетах «творится бардак». По его подсчетам, на спецсчетах жителей скопилось порядка 3 млрд рублей. При этом управленец, похоже, невольно проговорился об истинных мотивах перевода средств в «общий котел». Так, переводить предполагается только те дома, где жители накопили достаточное количество денег и еще не успели их потратить. «А там, где деньги израсходованы и дома имеют задолженность за выполненные работы вперед на несколько лет, по этим домам принимать отдельные решения», – заявил Алексей Рябченков.
Проще говоря, ситуация выглядит так, что накопленные собственниками взносы, планируется просто «отжать».
Фонд с дыркой
В пользу этой версии говорит хотя бы тот факт, что претензии о незамененных до 2025 года лифтах на сегодняшний день выглядят не вполне состоятельно.
Отметим, что это общефедеральная проблема. И в Минстрое уже приняли решение о том, что срок их замены с 2025 года будет перенесен на 2030-й. И в Ярославной области об этом прекрасно знают. «Минстрой на всех площадках заявил о том, что срок будет перенесен на тридцатый год. Соответствующий документ уже подготовлен и в ближайшее время изменения будут», – констатирует зампред одного из ярославских муниципалитетов Олег Ненилин, который, кстати сказать, ранее сам руководил региональным ФКР.
Еще одним косвенным подтверждением тому, что власти просто в срочном порядке пытаются найти деньги для ФКР, могут служить факты о бедственном финансовом положении бюджета фонда. Депутаты Ярославской областной думы обсуждали эту проблему еще в конце прошлого года. Тогда же в правительстве области объявили о том, что на 2024 году ФКР будет выделена помощь из регионального бюджета в размере 100 млн рублей. Но на затыкание дыр этих денег, похоже, не хватило. «У нас с фондом капремонта критическая ситуация. Критическая. 180 млн рублей на счетах, 1,8 млрд рублей долгов, – констатировал депутат областной думы Василий Бобков. – Поэтому к Фонду капремонта нам нужно очень внимательно развернуться, отнестись. Туда требуются более серьезные вложения для поддержки и сохранения его».
«Разворачиваться» к Фонду начали еще весной этого года. Тогда в регионе впервые был создан первый прецедент добровольно-принудительного перевода взносов жителей со спецсчетов в «общий котел».
Спецсчетов лишились жители четырех домов в поселке Ермаково Рыбинского района. Глава поселения перевод средств тогда также обосновал тем, что управляющая компания (УК) якобы нарушила сроки проведения работ, утвержденные в региональной программе.
«Мы заключили договоры с инвесторами, провели собрания, и инвесторы вложили свои деньги в капитальный ремонт. Сделали почти все кровли, установили приборы учета, заменили розливы горячей и холодной воды, а также отопления, – парировала тогда директор УК «Финансовый попечитель», в чьем управлении находились дома, Нина Чистякова. – У нас никогда не было нареканий со стороны жилищной инспекции. Нам было важно починить дома, чтобы не капало и не текло. Они написали нам, что мы не исполняли свои обязанности и не отчитывались. Но мы всю информацию выкладываем в системе ГИС ЖКХ. Достаточно нажать одну кнопку».
Спецсчета накрывают дедлайнами
О нарушении сроков проведения работ по капремонту, на которые ссылаются чиновники, следует сказать особо. С юридической точки зрения к действиям местных администраций не подкопаться: в Ярославской области действительно действует закон, обязывающий исполнять дедлайны, прописанные в долгосрочной программе капремонта. Однако до весны этого года эта норма по факту не применялась.
Возможно, в том числе и потому, что сам ФКР может не выполнять эти дедлайны. Кроме того, жители, собирающие взносы на спецсчет, на общих собраниях собственников (ОСС) определяют, какие ремонтные работы следует провести в первую очередь.
Кстати, ОСС и по сей день остается единственным действенным механизмом по сохранению средств на спецсчетах. Если жители домов, чьи счета за нарушение сроков собираются перевести в «общий котел», успеют провести ОСС, где утвердят перенос сроков, обозначенных в региональной программе, то основания для перевода средств не будет. Другое дело, что успеть собрать все необходимые документы сегодня жителям надо буквально за один месяц. Сделать это будет не так-то просто.
Кроме того, в самом ФКР сегодня используют разные схемы, явно усложняющие жителям возможность уложиться в обозначенные сроки. «Насколько я успел понять, фонд использует механизм сдерживания перехода домов на спецсчета. Создаются предпосылки для того, чтобы дома сваливались в котел, - отмечает Олег Ненилин. – Фонд может определять сроки работ таким образом, чтобы у собственников не хватило денег на их выполнение. Например, устанавливается срок замены лифта в 2024 году, жители не заменили лифт, и в январе 2025 года дом забирают обратно в котел».
Причем, в федеральном центре подобная политика, скорее всего, только поощряется. Как уже рассказывала «Наша Версия», Минстрой еще с 2022 года пытается избавиться от спецсчетов, переведя все деньги жителей в бюджеты региональных фондов капремонта. Тогда возможный куш оценивался в 270 млрд рублей. Сегодня эта сумма успела подрасти, поскольку собственники продолжали платить взносы.
Главный по коррупции
В случае с Ярославской областью, желание местных администраций лишить жителей возможности самостоятельно собирать деньги на капремонт выглядит тем более двусмысленно, если учитывать, что за последние несколько лет местный ФКР успел оказаться в центре сразу нескольких коррупционных скандалов.
В марте прошлого года было возбуждено дело о мошенничестве. Оказалось, что в 2021 году функционеры фонда заключили контракты на обследование лифтового хозяйства с нижегородской компанией «Трансэнерго». Компания должна была поменять лифты в 112 многоквартирных домах. Но по факту жители многоэтажек многие месяцы были вынуждены ходить пешком.
По делу о мошенничестве с госконтрактом тогда задержали бывшего директора областного ФКР Романа Гайнутдинова, занимавшего свою должность с 2019 года, и его заместителя Ольгу Исайчеву.
В 2022 году виновным в злоупотреблениях полномочиями был признан еще один бывший глава ФКР – Эдуард Потапов.
Всего же, по информации местных СМИ, только за 2021 году число судебных разбирательств с фондом составило 85 на общую сумму 385 млн рублей. В 2023 году ФКР фигурировал в 66 судебных делах, сумма разбирательств по которым составила 28 млн рублей.
При этом руководители ярославского ФКР редко надолго задерживаются на своей должности. Только за прошлой год в фонде сменилось пять (!) директоров.
Кстати, нынешний глава фонда Алексей Рябченков был назначен на свою должность лишь в августе этого года. Примечательно, что на работу в Фонд г-н Рябченков перешел с должности областного министра ЖКХ. Вопрос о том, почему будучи в статусе главы профильного министерства он не урегулировал проблемы с капитальным ремонтом, а также не наладил работу ФКР, похоже, так и останется открытым.
Просмотров: 2957