Доходы снизились, зато налогов собирают больше – почему?
Тоска по «нефтяной игле»
Об оживлении экономики эксперты говорили летом этого года, оценивая итоги первого квартала (рост ВВП 1,4%). Самыми быстрорастущими отраслями тогда называли туризм, продуктовый ретейл и образование.
Правда, оценку давали по обороту, а не по прибылям или инвестициям. На оборот же сильно влияет инфляция, в туризме, кроме того, ещё и курс валют. И если оборот турфирм год от года увеличивался, то это ещё не может однозначно говорить о явном процветании этого бизнеса. Свою роль в статистике, вероятно, сыграло и «обеление» туристического рынка в секторе мини-гостиниц: в начале года из тени выведено и зарегистрировано несколько тысяч таких объектов.
По ретейлу есть такие данные: очищенный от инфляции рост оборота составил всего 0,39% за год. Что касается образования, то, похоже, драйверами роста здесь оказались онлайн-школы. Одно из самых востребованных направлений – получение профессии в области IT, известной высокими зарплатами. Картина складывалась вполне логичная и в принципе позитивная: россияне стараются получить новую специальность, чтобы побольше зарабатывать, а кто уже заработал, спешит покататься по стране и миру.
Правда, к концу года экономический рост замедлился, рост ВВП в третьем квартале составил всего 0,4%. Дальше – хуже: близкий к нулю результат прогнозируется по итогам четвёртого квартала. Эксперты говорят о замедлении роста в IT-сфере и рекордной прибыли в банковском секторе. Предположительно растёт оборонка, но реальные цифры здесь, конечно же, засекречены.
Тренд на обеление
На фоне замедляющегося роста пошли новости об усилении налогового давления на экономику. В 2026 году ставка НДС вырастет с 20 до 22% (то есть такая доля с каждого облагаемого налогом товара пойдёт в бюджет, не считая подакцизную продукцию). Ожидается, что дополнительные поступления в федеральный бюджет за счёт повышения НДС могут составить 2,3 трлн рублей. Необходимость повышения налога в Минфине объяснили нуждами обороны и безопасности.
Параллельно налоговики планируют усилить борьбу с зарплатами «в конвертах», с которых не платится НДФЛ. Ещё одно направление для увеличения сборов в бюджет – импортные пошлины на товары, которые до сих пор доставлялись в Россию по так называемым карго-схемам. В основном речь идёт о китайском ширпотребе, который ввозят в Россию для последующей продажи на маркетплейсах и хозяйственных рынках. Специальные фирмы в КНР формировали из небольших партий сборные грузы и проводили их через границы Китая, Киргизии, Казахстана и России по упрощённой схеме. Говорят, что иногда грузы оформляли как личные посылки. Похоже, что таможни разных стран фактически закрывали на это глаза, пропуская этот мутный поток. Теперь власти России и Китая взялись за «обеление» такого серого импорта. Это пойдёт на пользу крупным розничным магазинам и позволит собрать больше таможенных пошлин. А вот предпринимателям на рынках придётся непросто. К тому же вырастут потребительские цены.
Ещё одно новое направление, представляющее интерес для фискалов, – доходы блогеров и организаторов онлайн-курсов. Список этих специалистов, обвиняемых в неуплате налогов и выводе денег за рубеж, растёт едва ли не день ото дня. В ноябре стало известно о новой фигурантке – Лизе Миллер. По версии следствия, она не заплатила сборов на 130 млн рублей и скрывается в ОАЭ. Возможно, череда уголовных дел приведёт к тому, что остальные блогеры всё же начнут аккуратно рассчитываться с государством.
Надёжа и опора
«Наша Версия» отследила, как менялась структура бюджета под давлением санкций в условиях СВО, а также основные тренды в развитии промышленности и торговли за последние годы.
Итак, 2022-й и дорогая нефть. Введённые в том году Западом санкции не возымели эффекта для бюджетной системы страны. Более того, сбор основных налогов даже показал рост. Европейские компании скупали наши природные ресурсы, опасаясь полного запрета поставок. В результате биржевые цены на энергоносители достигли рекордных уровней. Это позволило российскому бюджету вдвое увеличить доходы от НДПИ и от экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. Среди пятёрки самых весомых сборов снижение показал только НДС, взимаемый при продаже ввезённых в Россию товаров, что связано с ограничениями на импорт. Среди промышленных отраслей эксперты по итогам года назвали драйверами роста нефтегазовый сектор и производство готовых металлических изделий. А драйверами снижения – автопром и химпром.
2023-й и восстановление импорта. Нефтегазовые доходы оказались меньше, чем все остальные. Объяснение может быть такое: мировые цены на чёрное золото отскочили вниз, а против сырья усилилось санкционное давление. В то же время удалось отладить цепочки импорта продукции в Россию. Наши соотечественники снова стали покупать иностранные товары в больших количествах. В результате выросло поступление «ввозного» НДС. В целом НДС – как «ввозной», так и «внутренний» – дал казне 11,6 трлн, что более половины от, так сказать, ненефтегазовых доходов. Среди промышленных отраслей, по мнению экспертов, наибольшими темпами прогрессировал сектор производства прочих транспортных средств (к данной категории относятся корабли, самолёты, железнодорожные локомотивы, а также военная техника) и оборудования – рост более 20% два года подряд. Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, напротив, стало аутсайдером. Спад мог составлять более 20%.
2024-й и разгон оборонки. С начала прошлого года примерно вдвое были повышены акцизы на вино и табак. Однако это несильно повлияло на наполняемость бюджета. В итоге за год суммарно по акцизам на произведённые в России товары был зафиксирован спад в 1,1 трлн рублей. Зато по другим основным налогам отмечен значительный рост поступлений. Зачисления по НДС увеличились на 21,6%, по НДФЛ – на 28,1%. НДПИ вырос на 27,9%. По итогам года эксперты отметили увеличение разрыва в темпах роста отраслей экономики. Максимальные значения наблюдались в ОПК и государственном потреблении.
2025-й и охлаждение экономики. По итогам 10 месяцев текущего года Минфин отмечает положительную, но при этом чуть замедляющуюся динамику по ненефтегазовым налогам. Ключевой момент здесь – снижение темпа сборов НДС. Объяснение такое: пошли на спад внутренний спрос и инфляция. То есть рост цен замедлился и вместе с тем снизился оборот торговых предприятий. В то же время в этом году цены на российскую нефть держались на сравнительно низком уровне. Как следствие – просадка по нефтегазовым доходам более 20%. По предварительным оценкам Минфина, сумму «недополученных» нефтегазовых доходов в этом году придётся взять из ФНБ.
Структура доходов федерального бюджета в годы СВО
Просмотров: 102