Дональд Трамп использовал политику ОПЕК против самого картеля

Побить их же оружием

Энергетический сектор США, или, если быть точным, его часть, работающая на углеводородах, несказанно рада победе Дональда Трампа на президентских выборах. Трамп, при поддержке Конгресса, который контролируют республиканцы, активно приступил к работе с нормативно-правовыми актами, а глава государства пообещал, что сделает все для увеличения поставок из отрасли, которую он оценивает в $50 триллионов.

Оценка может быть немного завышенной (в конце концов ВВП США в прошлом году составил лишь $18 трлн), но направление движения в целом весьма перспективное. После восьми лет жесткого регулирования и ограничений те, кто хочет разрабатывать новые месторождения угля, газа и нефти, теперь имеют полную поддержку Вашингтона. Новые обязательства по поддержке предприятий, занимающихся добычей ископаемого топлива, приветствовались промышленностью и такими странами как Саудовская Аравия. Вопрос заключается в том, будут ли они все аплодировать так же громко, когда увидят все последствия новой политики.

Для многих, в том числе пришедших в боевую готовность защитников окружающей среды, принимаемые меры (утверждение трубопровода Keystone XL, снятие ограничений на сброс газа из месторождений, расположенных на федеральных землях и т.п.) представляют собой радикальный шаг, который призван поддержать добывающие компании. Реформу инициировало Министерство внутренних дел, которое контролирует использование земли в США, а также Министерство энергетики. Агентство по охране окружающей среды также сталкивается с серьезной корректировкой позиций с приходом нового руководства.

Долгосрочное лоббирование, особенно представителей угольной промышленности и инвесторов, таких как братья Кох, кажется, наконец, окупилось. И огромные суммы, которые ежегодно тратятся на лобби, безусловно, привлекли внимание кандидатов в Конгресс. Тем не менее крупные компании, которые добивались изменений, могут не извлечь из них выгоды, поскольку их основное воздействие будет заключаться в росте предложения и сокращении расходов.

В стране, где рынок и так перенасыщен, а спрос остается низким, открытие новых месторождений может привести только к снижению цен. Такой результат отнюдь не случаен. Трамп ясно обозначил одну из своих ключевых задач: увеличение занятости, особенно в секторе обрабатывающей промышленности. Восстановление рабочих мест, потерянных в последние годы, и стимулирование компаний к созданию новых, сводится в конечном итоге к затратам, и дешевые энергоносители могут помочь существенно их сократить, особенно в энергоемких отраслях.

В самом энергетическом секторе, однако, это может создать столько же проблем, сколько и преимуществ. Если предложение возрастет, даже на небольшую долю от упомянутых Трампом $50 трлн, это обернется паданием цен, что поставит в сложное положение компании с фиксированной структурой высоких издержек.

Следующим шагом, неизбежно, американские производители обратят свое внимание на экспортные рынки, чтобы сбыть излишки, в частности, угля и природного газа. Дональд Трамп говорил об энергетической независимости, что означает полную самодостаточность. Эта цель может быть достигнута, но потребует пересмотра политики. Но самодостаточность и нулевой торговый баланс могут оказаться далеко не финалом реформ. США уже экспортируют газ, первые поставки СПГ, добытые на меторождении Сабин Пасс на границе Техаса и Луизианы, еще год назад были отправлены за рубеж. США в настоящее время поставляют газ на десятки различных рынков по всему миру. Планируется строительство еще нескольких заводов СПГ, и новые разработки сланцевого газа по всей стране могут только усилить захват международных рынков. Некоторые аналитики предполагают, что экспорт СПГ из США может вырасти до 85 млн. куб. м. в этом году.

Мировой рынок не нуждается в дополнительных поставках угля, газа или нефти. Сегодня закрепить нестабильные цены на нефть на уровне $55 за баррель удалось лишь за счет сокращения поставок с помощью квот OPEC. При цене $55, нефть по-прежнему торгуется вдвое дешевле, чем три года назад. Цифры для природного газа и угля сопоставимы, и в каждом случае рост предложения опережает роста спроса.

Министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии шейх Халид аль-Фалих заявил, что он приветствует намерение новой администрации США развивать экономику, используя ископаемое топливо. Аль-Фалиху, впрочем, следует быть осторожным со своими желаниями. Америка, полностью обеспечивающая собственные потребности в топливе, может стать очень разрушительной силой. Поставщики с высокой себестоимостью добычи окажутся вытесненными с рынка. Для поддержания цен Саудовская Аравия уже сократила добычу сверх заявленных квот. По мере выхода на международный рынок США, потребуются все большее и большее сокращение.

Два с половиной года назад Саудовская Аравия начала реализацию стратегии, призванную сохранить долю королевства на глобальном нефтяном рынке путем увеличения добычи. Избыток нефти стал причиной падения цен и заставил других - в частности, американских производителей сланцевых углеводородов – уйти из бизнеса. Эта стратегия закончилась полным провалом. По мере того как саудовцы сокращают добычу, агентство Platts сообщило, что добыча в США резко возрастает. Вынужденные отказаться от своих планов саудовцы обнаружили, что кто-то использовал их идею максимизации производства против них самих. Они были раздавлены.

Алексей Свищёв

16.03.2017 15:00

Просмотров: 2891