Доля расходов людей на продукты растёт даже при снижении цен
Исследовательский холдинг «Ромир» приводит такие данные. Доля расходов россиян на питание поднялась с 22% до 31% за восемь недель до 24 июля 2022 года.
В то же время, информация Росстата говорит о некотором уменьшении общего индекса потребительских цен. Например, оно составило 0,17% на неделе до 15 июля, ещё 0, 8% – на 22 июля. Причём главным образом в снижение цен вклад вносят именно продовольственные товары, подешевевшие на 0,43%. Особенно заметно их сокращение на данной неделе на следующие продукты: овощи-фрукты – в среднем 3,6%, в том числе картофель – 7,5%, свёкла – 6%, капуста – 5,9%, бананы – 4,8%, морковь – 3,4%. Немного подешевели крупы, мука, куры, яйца, рыба, молочные продукты – на 0,2-1,2%.
Так что же, есть противоречие между данными: продукты хоть немного, но дешевеют, а доля расходов на них в кошельках россиян повышается?
Однако, здесь скорее не противоречие, а парадоксальное взаимодополнение явлений. Продукты питания – предметы первой необходимости, без которых нельзя существовать. Поэтому спрос на них в целом, по выражению экономистов, низкоэластичен. Это означает, что при повышении цен на питание его покупки сокращаются мало.
Но ведь мы наблюдаем и общее снижение доходов людей. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в 1 квартале 2022 года уменьшились на 1,2%, а во втором квартале – ещё на 0,8% по сравнению с теми же периодами прошлого года.
Но даже при снижении доходов последнее, что можно сократить – это покупки продуктов. Поэтому в общей массе расходов семей они начинают занимать всё большую долю. Даже при относительно низкой продуктовой инфляции и удешевлении ряда продуктов.
Так, например, по данным Сбериндекса, на неделе до 31 июля затраты на все категории потребительских товаров поднялись на 5,8% по сравнению с той же неделей 2021 года, расходы на продовольствие – на 15,7%.
Другие виды трат вынужденно уходят на второй план. «Ромир» отмечает следующее.
«На фоне роста расходов на питание среди способов преодоления экономических трудностей наиболее популярны – сокращение расходов на развлечения (47% россиян), отказ от дорогостоящих покупок (46% россиян), перераспределение бюджета в пользу еды и необходимых товаров (43% россиян)».
Кроме того, есть и различия в видах продуктов питания. Быстрее могут расти цены на те из них, которые пользуются наибольшим спросом и относительно дёшевы. Например, по данным Росстата, на неделе до 22 июля подорожали сосиски и сардельки – на 0,4%, печенье – на 0,3%, колбасы – на 0,2%.
Поэтому на реальный покупаемый большинством людей набор продуктов цена изменяется быстрее, чем на предметы питания в целом. И это дополнительно поднимает долю затрат семей на продовольствие, хотя, казалось бы, общее его подорожание не происходит.
В дальнейшем есть вероятность, что такое различие будет уменьшаться. Снижение цен продуктов сейчас – во многом сезонное явление лета-осени. Но постепенно и они будут подниматься. Особенно на те товары, в которых высока доля импорта, по мере ослабления рубля. И тогда удельный вес расходов на питание станет расти, как и цены на него.
Просмотров: 2653