До 1941 года советский ВМФ совершил около 30 дальних морских походов

Неизвестные походы. Двадцатые годы

Если спросить любителей истории о том, когда российский флот совершал дальние океанские походы, то ответ будет – в XVIII – XIX веках или после Второй мировой войны. Вспомнят Беллинсгаузена и Лазарева, кругосветный поход советских атомных подводных лодок под водой, другие знаменитые дальние походы. Но мало кто знает, что в 20-х – 30-х годах ХХ века, советский ВМФ регулярно совершал дальние океанские походы, участвовал в международных военно-морских парадах и осуществлял официальные и деловые заходы в порты многих стран в Европе и Азии.

В этой статье мы расскажем об этих малоизвестных страницах истории. Такие походы подразделяются на дальние учебные походы, визиты военных кораблей в иностранные порты, межтеатровые переходы кораблей (с флота на флот).

Двадцатые годы

Гражданская война в России завершилась в 1922 году. После её окончания начался процесс признания Советской России иностранными государствами. В основном, обмен верительными грамотами проходил с 1920 по 1924 год, хотя с некоторыми странами дипломатические отношения были установлены позднее (например, с США в 1933 году). Конечно, и без дипломатических связей какие то отношения между странами были, но для Военно-морского флота при планировании дальних походов наличие дипотношений было важным фактором.

Учебный корабль Океан будущий Комсомолец в 1904 году (фото: Wikimedia Commons/Postcard of N. Apostoli)

Первый дальний поход советского флота был учебным, и состоялся в 1924 году. Красному флоту были остро необходимы офицерские (как тогда говорили – командирские) кадры. Отток офицеров на военно-морском флоте был критическим, и для поддержания боеспособности флота были необходимы офицеры, поддерживающие большевиков. Поэтому учебные походы получили на флоте приоритет. Маршрут похода Кронштадт – Берген – Архангельск – Кронштадт. В отряд кораблей входил крейсер 1 ранга «Аврора» и учебный корабль «Комсомолец». Так получилось, что к концу гражданской войны старый крейсер по техническому состоянию был готов к дальнему походу. Учитывая, что «Аврору» перевели в ранг учебных, на её борту были курсанты морских училищ. Второй корабль был необычным. В 1903 году по заказу Императорского флота в Германии был построен учебный корабль «Океан». Корабль был построен на основе проекта пассажирского лайнера, и внешне походил на него. Такая конструкция позволила, во-первых, брать на борт большое количество курсантов, а, во-вторых, выделить под учебные классы достаточное количество помещений. Хотя изначально, «Океан» предназначался для подготовки кочегаров. В 1922 году, как тогда повсеместно практиковалось, корабль переименовали в «Комсомольца». Кстати, он оказался долгожителем, и был списан только в 1961 году. Впервые после Революции красные моряки сошли на берег пусть в небольшой, но капиталистической стране. Успех похода был очевиден, и на следующий год его повторили тем же составом кораблей и по тому же маршруту.

Второй дальний поход был, выражаясь современным языком, межтеатровым переходом. Предыстория похода следующая. В годы Первой мировой войны царское правительство получала военную помощь от стран Антанты через два порта – Архангельск и Владивосток. Если поставки во Владивосток были безопасны, то рейсы в Архангельск были под потенциальным ударом немецких надводных рейдеров и подводных лодок. Военные моряки настояли на том, чтобы на Севере была создана Флотилия Северного Ледовитого океана – ФСЛО. Основа корабельного состава флотилии составляли старые корабли времен русско-японской войны, выкупленные царским правительством у Японии, ледокольные транспортные суда, купленные в Канаде, вооруженные рыболовные траулеры и вооруженные океанские яхты, купленные у американских миллионеров.

Воровский в Петропавловске-Камчатском 20-е годы (фото: habarnew.livejournal.com)
Последняя группа судов крайне любопытна. После принятия решения о формировании флотилии СЛО. военно-морские атташе Российской империи (тогда эта должность называлась морской агент), стали искать по всему миру суда, которые можно было бы купить, вооружить и использовать на Севере. Но все подходящие суда были мобилизованы или куплены воюющими странами. Обратили внимание на то, что в составе флотов Великобритании и США находились мобилизованные и выкупленные большие паровые яхты, принадлежащие английским и американским миллионерам. Вооруженные яхты оказались неплохими сторожевыми кораблями, и, самое главное, еще находилось достаточное количество яхт, которые не были призваны в ВМФ своих стран. Поэтому было принято решение о покупке нескольких больших паровых яхт в Америке, вооружение их и включение в состав ФСЛО как сторожевых и посыльных судов. Одной их таких яхт была «Lysistrata», купленная у Дж. Г. Беннетта. Это было большое судно, его водоизмещение 3 300 тонн. Вооруженная во Франции, яхта пришла в Архангельск. Её переименовали в «Ярославну», и как посыльное судно включили в состав ФСЛО. В этой статье мы пропустим бурное время Первой мировой и гражданской войны и интервенции. После гражданской войны яхту переименовали в «Воровский» и передали в состав Морских сил Дальнего Востока – МСДВ. Там с военными кораблями и кораблями морских пограничников было совсем плохо, на всём огромном тихоокеанском побережье находилось всего несколько боевых кораблей. В период с 12.07 по 20.11 1924 года новый флагман морских пограничников Дальнего Востока совершил переход на Тихий океан так называемым «южным маршрутом». Командовал переходом «Воровского» Андрей Семенович Максимов, царский вице-адмирал, перешедший на сторону Советской власти. О масштабах перехода говорят порты, куда заходил «Воровский»: Плимут, Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг, Гуанчжоу. Длительный срок перехода объясняется тем, что по прибытию на Дальний Восток, «Воровский» зашёл на Жемчужную реку (Чжуцзяян), где несколько месяцев выполнял военно-дипломатические задачи. После этого на несколько десятилетий «Воровский» стал флагманским кораблем морских пограничников на Камчатке. Исключена из состава флота бывшая яхта в 1961 году.

Подводная лодка А-5 Металлист в Севастополе (фото: Wikimedia Commons)

Строго говоря, первыми заграничными походами советского ВМФ были походы миноносцев и подводных лодок Черноморского флота в Турцию в 1920 – 1923 годах. Но поскольку эти походы были небольшими по длительности, а самое главное, не обнародованы документы (есть только воспоминания современников). В этих походах принимали участие старые миноносцы и новые подводные лодки А-1, А-2, А-3 (тип АГ-американский Голланд). Официальная историография считает первым дальним заграничным походом учебный поход «Авроры» и «Комсомольца» Походы в Турцию осуществлялись в рамках поддержки Советской России Турции в её войне с Грецией, за которой стояли страны Антанты. Об этом смотри статьи «Забытая война. Большевистская поддержка» и «Забытая война. Чёрное море». Такого же типа поход совершил в 1921 году в Шанхай сторожевой корабль «Красный вымпел» (до революции вооруженная яхта «Адмирал Завойко»). «Красный вымпел» морской долгожитель. Сегодня он как музей стоит в центре Владивостока.

Разрушения на линкоре Парижская коммуна после урагана в Бискайском заливе 1929 год (фото: Wikimedia Commons)
Парижская коммуна в Севастополе 1930 год (фото: Wikimedia Commons)

В 1925 году дальний поход совершила эскадра Морских сил Балтийского моря (так тогда назывался Балтийский флот) в рамках проведения маневров флота. Корабли прошли всё Балтийское море до южной Балтики – Кильской бухты. В советской морской историографии он носит название Большого похода. За 7 дней корабли прошли 1 732 мили – около 3 200 км. Основу эскадры составляли два линейных корабля-дредноута «Марат» и «Парижская коммуна». Это бывшие в своем прошлом «Петропавловск» и «Севастополь» соответственно.

В 1928 году черноморский крейсер «Коминтерн» совершил визит в Турцию, в Стамбул. 20-е годы ХХ века были временем тесного сотрудничества СССР и Турции. Так что это был визит в дружественный порт.

Крейсера Профинтерн и Аврора в порту Свинемюнде 1929 год (фото: Wikimedia Commons)

Завершает это десятилетия один межтеатровый переход и два визита в иностранные порты. Первый первоначально задумывался как длительный поход по маршруту Кронштадт – остров Сардиния – Кронштадт. Поход запланировали на зимнее время. Объяснялось такое решение желанием дать экипажам возможность получить навыки плавания в зимних штормовых условиях. Поход совершали два корабля – линкор дредноут «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») и легкий крейсер «Профинтерн» (бывший «Светлана», будущий «Красный Крым»). Обеспечивали поход вспомогательные суда с топливом, водой и провизией. Поход начался 22 ноября 1929 года. Замысел командования удался полностью. В Бискайском заливе корабли попали в шторм 12 баллов. Волны достигали высоты 10 метров. Оба корабля получили такие повреждения, что пришлось возвращаться во французский порт Брест на ремонт, который длился две недели. Но и после ремонта из-за погодных условий корабли не могли выйти в море. Только 26 декабря отряд покинул порт. 1 января корабли зашли в бухту Кальярнна на острове Сардиния. Дальше начались странности, возможно, связанные с секретностью. Советская сторона усиленно распускала слухи, что после отдыха корабли отправятся в … Мурманск. Но отряд продолжал стоять в бухте Кальярнна. Корабельная делегация даже посетила Максима Горького, проживающего тогда в Италии. Корабли продолжали стоять в итальянском порту. Документов не опубликовано, но явно шел выбор вариантов дальнейшего маршрута линкора и крейсера. Командование ЧФ беспокоила информация о том, что в Турции близятся к завершению работы по восстановлению линейного крейсера «Явуз Султан Селим». С таким кораблем турецкий флот получал неоспоримое преимущество перед Черноморским флотом СССР. Как бы то ни было, наконец, пришел приказ линкору и крейсеру идти в Севастополь для окончательного ремонта. Там они и остались, значительно усилив мощь флота. В 20-х годах он состоял из двух легких крейсеров «Червона Украина» и «Коминтерн» (последний был устаревшим, 1903 года постройки), пяти эсминцев-«новиков», пяти подводных лодок и четырех канонерских лодок. Этого было явно не достаточно. Пополнение флота позволило резко повысить его боевую устойчивость.

Два похода 1929 года состоялись на Балтике. Эсминцы-«новики» «Калинин» и «Войков» (бывшие «Прямислав» и «Лейтенант Ильин» соответственно) 19-21 августа 1929 года посетили с дружественным визитом порт Мемель. – сегодня это литовский порт Клайпеда. Через 10 лет фашистская Германия захватит его. Второй поход совершили два крейсера Балтийского флота – «Профинтерн» и «Аврора» в немецкий порт Свинемюнде – сегодня польский порт Свиноуйсьце.

Продолжение следует

Андрей Максимов

14.04.2023 10:00

Просмотров: 4255