Для «большого разворота» российской экономики, нынешних мощностей Транссиба и БАМа явно не хватает
Пробка на БАМе
Как известно, в апреле 2022 г. был введён пятый пакет санкций ЕС, включающий эмбарго на импорт российского угля с 10 августа 2022 года, в результате чего, поток грузов, экспортировавшийся в Европу, стал перенаправляться в страны азиатско-тихоокеанского региона, многократно увеличив нагрузку на «Восточный полигон» — транспортный коридор, включающий в себя, в первую очередь, Транссиб и БАМ. Несмотря на то, что власти РФ установили квоты на приоритетный вывоз угля на восток для Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы, появилась информация, что ряд шахт Кузбасса из-за невозможности сбыта продукции, были вынуждены приостановить добычу твёрдого топлива.
Квоты на 2022 год по поручениям Президента для Кузбасса составляли 58 млн тонн, для Хакасии — 9 млн тонн, для Бурятии — 9,1 млн тонн. Еще 400 тыс. тонн выделено по квоте для Тувы, но эта цифра без дополнительных условий сохранена и на 2023 год. Эти регионы, как и Кузбасс, жаловались на невывоз угля. В конце октября парламент Хакасии обратился к Михаилу Мишустину с просьбой увеличить вывоз, отмечая падение как добычи, так и отгрузки в восточном направлении, но, проблема, тем не менее, осталась.
Ситуация, между тем, для отечественных, прежде всего, сибирских угледобывающих компаний складывается тревожная: уже после Нового года стало известно, что власти Китая вновь могут начать закупать уголь в Австралии, чего «Поднебесная» не делала с 2020 года. А это значит, что из-за проблем, связанных с доставкой «чёрного золота» на Дальний Восток, Россия может проиграть «Зелёному Континенту» битву за китайские угольные рынки.
Увеличение грузопотока через железную дорогу и порты Дальнего Востока приводит к заторам, из-за чего возрастают сроки доставки, а также нарушается график поставок как с российской, так и с азиатской стороны.
Всё это говорит о том, что, если в самое ближайшее время не увеличить пропускную способность «Восточного полигона», это может самым неприятным образом сказаться на макроэкономической ситуации в стране.
В ноябре стало известно, что Правительством РФ одобрена инвестиционная программа реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в объеме 1,074 трлн руб. что почти на 30% больше, чем в 2022 году.
Сейчас ведется строительство второй железнодорожной ветки БАМа на участке Тында — Комсомольск-на-Амуре — порт Ванино, протяжённостью почти 1000 километров, а также электрификация — более 1,5 тыс. км железнодорожных путей, а также строительство моста через Амур и тоннеля на Кузнецовском перевале. Планируется, что провозная способность Восточного полигона к 2024 году возрастёт до 180 млн т/год, а к 2030 году составит 280 миллионов тонн в год.
Но не факт, что эти прогнозы сбудутся: пока о громких успехах, связанных со сдачей новых объектов Восточного полигона ничего не слышно, хотя, согласно утверждённому в апреле 2021 года паспорту второго этапа инвестиции должны были составить 719,8 млрд рублей, а в июле 2022 года на заседании президиума правительственной комиссии по транспорту уже прозвучала цифра 894,3 млрд рублей, и вряд ли она окончательная. Подрядчики «кивают» на нехватку рабочих рук, удорожание стройматериалов, пандемию, паводки в Сибири, а теперь ещё и на санкции… При этом, они не забывают и себя «любимых».
Так, в ноябре прошлого года, ФАС России признала, что ООО «БалтЭнергоКомплект-XXI ВЕК», ООО «КС Комплект», ООО «Электротехимпорт», ООО «Балтийская Инжиниринговая Компания» и ООО «ЖелДорКомплект-СПБ» нарушили антимонопольное законодательство, заключив и реализовав картельное соглашение с целью поддержания цен при проведении 33 торгов на поставку инженерного, технологического и иного оборудования и товаров на объекты строительства железнодорожной инфраструктуры. Закупки проводились, в том числе, в целях реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов составила 2,8 млрд руб…
В прошлом году полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в уходящем году заявил, что «узкие места!» в «коридоре» Восточного полигона ежегодно наносят российской экономике ущерб в размере 1,5 трлн рублей. С этой цифрой согласны в Минвостокразвития: по данным ведомства, в текущем году грузоотправители не смогли отправить на Дальний Восток по железной дороге 80 млн тонн грузов.
Из-за значительного увеличения поставок угля в направлении дальневосточных портов страдает экспорт и транзит других грузов, в частности металлов, леса и удобрений.
Один из путей выхода из тупика предложил губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв, который, выступая на сессии «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?», предложил передать координацию строительства Восточного полигона Минстрою, оставив РЖД функцию эксплуатации и капитального ремонта.
«Должно быть принято серьёзное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанную программу», — подчёркивал кемеровской губернатор, предлагая, по сути, вспомнить советские времена, когда БАМ был объявлен «всесоюзной ударной стройкой», которая велась под непосредственным патронажем главы государства.
Просмотров: 5914