Дизельный скандал принес Фольксвагену не так уж много проблем

Почти не больно

Как говорится, все, что не убивает нас, делает нас сильнее. Несмотря на головокружительные затраты, которыми обернулся для Volkswagen скандал с «чистым дизелем», автопроизводитель начинает возвращать часть утраченной им доли рынка, и теперь это более эффективная компания, чем до кризиса.

В другом отношении, однако, скандал является контрпродуктивным. Возможно, он стал началом конца дизельных автомобилей и стимулировал развитие электрических транспортных средств и гибридов, однако не убедил правительства - как это должно быть - что налог на выбросы углерода будет работать лучше, чем жесткие стандарты выбросов для автомобилей.

В ноябре, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей, доля рынка VW в Европе увеличилась в годовом исчислении, в первый раз с сентября 2015 года, до 24,8% (24,6% год назад). Компания потеряла 0,9% рынка в январе-ноябре, оставаясь бесспорным лидером европейского рынка.

Прирост автопроизводителю обеспечили другие бренды - Audi, Skoda, Seat и Porsche. SEAT, который увеличил продажи на 28,6% в годовом исчислении в ноябре, является хорошим примером того, как VW преобразился: большую часть роста обеспечил новый небольшой внедорожник под названием Ateca, что позволило испанскому производителю вернуться к прибыльности. Обмен технологиями между его различными подразделениями, и свобода в тестировании различных конфигураций и наборов функций по-прежнему работает на VW. Даже когда главный бренд переживал тяжелые времена и снижение продаж, иностранные и роскошные дочерние структуры это компенсировали.

Крупные инвестиции Фольксвагена в Китае также помогли: там компания растет агрессивно с марта, после небольшого провала в начале прошлого года. Китайские потребители забыли о скандале еще раньше европейских. Их мало заботят нормы выбросов США; седан Volkswagen Lavida является самым продаваемым автомобилем в Китае.

На растущем рынке продажи VW слегка упали в этом году, до 159,9 млрд евро в течение первых трех кварталов (160,2 млрд евро за аналогичный период 2015 года). И все же это крошечный спад, которому сопутствовало значительное увеличение рентабельности. VW также удалось сократить административные и маркетинговые расходы, в то время как многие ожидали агрессивных скидок и дорогих рекламных кампаний, призванных отбелить репутацию.

VW нуждается в росте эффективности из-за крупных судебных издержек. Гражданские иски США оцениваются в $15,3 млрд, и аналитики ожидают, что на урегулирование компания потратит $3 млрд, чтобы закрыть уголовное преследование. Европейские страны все еще надеются получить компенсацию от VW за продажу автомобилей с мошенническим устройством, занижавшим показатели выбросов. Чтобы компенсировать эти затраты, VW собрал определенный запас наличности: у компании почти на 5 миллиардов евро больше на руках, чем в конце прошлого года. Поскольку VW не уступил слишком большой доли рынка Toyota, своему многолетнему конкуренту, он может даже возобновить гонку за первое место в рейтинге автопроизводителей по объему глобальных продаж.

Хотя руководители VW часто проявляли упрямство и не раскаивались в содеянном, они провели компетентные переговоры, стремясь сократить объемы издержек и одновременно готовили компанию к финансовому шоку. Удар по репутации VW в значительной степени ограничивается американским рынком, относительно небольшим и не столь уж важным для компании, и VW даже удалось сохранить свои позиции там - хотя он не сможет продавать дизельные автомобили в Северной Америке в будущем.

Существенно скандал навредил VW и всей европейской автомобильной промышленности лишь тем, что дизельные технологии теперь рассматривают как рискованные. Благодаря скандалу с VW и природоохранному законодательству, UBS прогнозирует, что дизельные автомобили почти исчезнут с рынка в ближайшие 10 лет, так что значительная часть многомиллиардных инвестиций в разработку дизельных двигателей в Германии и Франции будет потрачена впустую. Не этого автопроизводители ожидали после десятилетий продвижения дизельных агрегатов, особенно во Франции, где их подавали как наиболее экономичную и экологически чистую технологию.

Это, наверное, неправильный результат тоже. Многие автомобильные компании, а не только VW, будут продолжать играть с экологическими ограничениями, создавая автомобили, которые будут показывать лучшие результаты в тестах, чем в реальных условиях. Регуляторы в Европе договорились переключиться на дорожные испытания, но они понимают, что существующие нормы не могут реально быть удовлетворены, поэтому они предоставили автопроизводителям долгий переходный период. В любом случае, более строгие нормы применяются только к новым автомобилям. Чем жестче требования, тем выше цена автомобилей, и больше людей будут использовать старые машины.

Алексей Свищёв

14.02.2017 12:00

Просмотров: 3347