Что общего между яванской и эфиопской катастрофами самолета Boeing 737 Max 8
Боинг с боем
Джакарта, Индонезия, октябрь 2018
О неисправности пилоты доложили через несколько минут после взлета. Но как-то повлиять на «взбесившуюся» технику было невозможно. После ряда мучительных попыток совладать с ситуацией, самолет авиакомпании Lion Air рухнул с высоты в воды у западного побережья острова Ява.
Аддис-Абеба, Эфиопия, март 2019
События, по крайней мере, поначалу, разворачивались, напоминая яванскую катастрофу: уже через 6 минут после взлета связь с экипажем была потеряна. Самолет получил разрешение вернуться в аэропорт столицы Эфиопии, но, видимо, пилоты уже не владели ситуацией. Крушение произошло всего в 50 км к югу от Аддис-Абебы, рядом с городом Дэбрэ-Зэйт.
Носом вниз
Авиакатастрофу над Эфиопией, безусловно, будут тщательно и пристально изучать: особенно с учетом того, что борт был полон сотрудников ООН. Расследование катастрофы у берегов Явы еще не завершено. Но специалисты уже готовы соотнести некоторые факты и сделать предварительные обобщения. После взлета индонезийским пилотам пришлось больше 20 раз (!) принудительно поднимать нос самолета, который настойчиво пыталась опустить автоматическая система управления – это подтверждают данные расшифровки. Вероятно, с датчиков поступал невеный сигнал, и система, соответственно, пыталась предотвратить сваливание. Вот только никакой необходимости в этом не было. Самолет водило туда-сюда из-за сбоя аппаратуры...
Случилось ли нечто подобное в воскресенье, 11 марта, с самолетом, вылетевшим из Аддис-Абебы? Возможно. Система MCAS устанавливается только на самолетах Boeing 737-8 и -9, на более старых версиях ее нет. Производитель, американская компания Boeing, только после яванской авиакатастрофы разослал авиакомпаниям бюллетень, в котором проинформировал о принципах работы MCAS. До этого в руководстве по летной эксплуатации приведена была только... расшифровка сокращенного названия (MCAS – maneuvering characteristics augmentation system), пишет Газета.ру. Авторы публикации не исключают, что о методах работы с новой системой многим пилотам так и не рассказали. Компания «Боинг» проинформировала, что «продолжает оценивать необходимость программных и других изменений по мере того, как мы узнаем новое из продолжающегося расследования». Это писали в октябре. В марте, после гибели еще одного самолета, – последовали соболезнования и новые обещания разобраться.
Между тем, некоторые авиаэксперты говорят, что «упрямство» системы, на которое приходилось все время отвлекаться пилотам, сделало «сценарий спасения невероятным».
Спрос убивает?
Действительно ли в системе автоматического управления новой моделью «Боинга» присутствует некий скрытый дефект, покажет расследование. Не желая рисковать жизнями пассажиров и экипажей, запрет на полеты Boeing 737 Max 8 уже ввели Ethiopian Airlines, Cayman Airways и авиакомпании Китая. А семьи разбившегося в Индонезии самолета подали на The Boeing Company в суд в Сиэтле.
Известно, что Boeing 737 Max 8 – самый продаваемый самолет в истории авиакомпании «Боинг». Сегодня в мире эксплуатируются более 300 подобных машин, предзаказы оформлены еще на 5000 самолетов. В числе покупателей есть и российские авиаперевозчики. Главное преимущество модели, помимо ряда новшеств, – повышенная топливная эффективность. А вот по поводу безопасности эксплуатации Max 8 теперь возникают серьезные вопросы.
На возраст или техническую усталость катастрофы списать сложно: самолет, упавший в октябре, эксплуатировался всего лишь с июля, налет имел – 800 часов. Самолет, упавший в Эфиопии – это тоже новая машина, летавшая всего несколько месяцев. «Симптомы» похожие: непонятный набор высоты после взлета, сигнал о технических проблемах, колебания скорости... И трагический финал. В катастрофах двух Max-8 суммарно – 346 погибших. В их числе трое граждан РФ: Александра Полякова, Александр Поляков, Сергей Вяликов.
Просмотров: 1028