Чем завершится эпопея с катастрофическими заторами на Ленинградском шоссе?

Приехали!

Дорожные пробки всегда были головной болью как для граждан, так и для государственных организаций, обслуживающих трассы. Но ещё никогда заторы не становились политической проблемой, для решения которой потребовалось вмешательство первых лиц государства. На транспортный коллапс на Ленинградском шоссе в Московской области обратил внимание премьер-министр России Владимир Путин. Эта дорога и так работала на пределе своих возможностей, а ремонт спровоцировал многокилометровые пробки в обе стороны в разгар отпускного сезона. Пассажиры становились заложниками трассы на пять, а то и более часов. Чем разрешится грандиозный затор?

Ленинградское шоссе в летний период – одна из самых проблематичных трасс в регионе. Пробки здесь – обычное дело, особенно летом, когда в поток машин вливается массированный десант дачников. В ночь на 26 июня на 24-м километре Ленинградского шоссе ремонтники оставили всего две полосы для движения автотранспорта – по одной в каждую сторону. Это место и так является «бутылочным горлышком» дороги: из-за моста происходит сужение трассы плюс вливается поток машин, идущий из аэропорта Шереметьево и многочисленных населённых пунктов, расположенных в том направлении. Поэтому на данном участке движение затруднено почти всегда, вне зависимости от времени дня. Особенно сложная ситуация в пятницу и воскресенье вечером, когда дачники выезжают в свои загородные имения и соответственно возвращаются обратно.

Движение на мосту пришлось ограничить из-за необходимости проведения ремонтных работ. Путепровод, построенный в 1960 году, требовал скорейшего восстановления. «С моста на железнодорожный путь стали падать железобетонные части сооружения, – говорится в заявлении заместителя главы Ространснадзора Александра Касьянова. – Поскольку по этому железнодорожному пути ходят поезда со скоростью свыше 100 километров в час, а «Сапсан» – свыше 160 километров в час, такая ситуация созда\т реальную угрозу техногенной аварии». Ремонтники, в свою очередь, заявили, что завершить работу они смогут не ранее 1 октября.

Ограничение движения привело к тому, что Ленинградку в воскресенье вечером перекрыло намертво. Абсолютно глухой затор образовался на десятки километров от Москвы. Вскоре следом за основной дорогой движение остановилось и на объездных маршрутах. Так, знакомый автора данной статьи, выехав в 11 вечера из Зеленограда в столицу, добрался до неё лишь в 4 утра. Для немосквичей, чтобы понятнее было, сообщим, что обычно, даже в часы пик, дорога занимает час, а в особо сложных случаях – полтора.

Невиданных размеров пробка стала проблемой не только для жителей Москвы и Подмосковья, но и для одного из основных аэропортов страны – Шереметьева. В аэропортах сейчас «горячий сезон» – период отпусков. Но из-за действий ремонтников воздушная гавань оказалась фактически отрезанной от города. Невозможно было даже приблизительно просчитать, сколько нужно времени, чтобы добраться по дороге в Шереметьево – 4–6 часов? В результате резко возросло количество опоздавших на рейсы. Как сообщил заместитель по коммерции генерального директора компании «Аэрофлот» Андрей Калмыков, даже министр транспорта Игорь Левитин, который 30 июня отправлялся в командировку в Хабаровск, предпочёл добираться до Шереметьева не на служебном автомобиле, а на электричке-экспрессе. Хотя чиновников такого ранга нечасто встретишь в общественном транспорте.

ГИБДД лишь разводит руками. Были закрыты несколько съездов на Ленинградское шоссе, чтобы сбавить поток, но существенно изменить ситуацию гаишникам оказалось не под силу. «Вы же видели, какая там ситуация. Трудно помочь. Если только сделать маленький вертолёт и перевозить всех по воздуху», – посетовал главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов.

Регулировать автомобильное движение на Ленинградском шоссе пришлось премьеру Владимиру Путину. Председатель правительства поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с пробкой. Вице-премьер сообщил, что Федеральная антимонопольная служба уже занимается возникшей ситуацией. Впрочем, эта работа не совсем по их профилю. «Не уверен, что это из области антимонопольного законодательства», – полагает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. О своём желании разобраться с затором сообщила и Генеральная прокуратура, начавшая собственную проверку.

После вмешательства председателя правительства в ночь с 1 на 2 июля количество полос движения было увеличено. Очевидно, что это лишь временная мера, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию на дороге. Но как сделать, чтобы и мост выправить, и транспортного коллапса избежать?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Поделать ничего невозможно

Железнодорожный мост, ставший дорожной проблемой № 1 в стране, действительно находится в весьма плачевном состоянии. МПС, а потом и «РЖД» с 2002 года просят различные ведомства отремонтировать путепровод. А 21 июня нынешнего года Госжелдорнадзор заключил: мост находится в аварийном состоянии. «Пользоваться им в таком состоянии опасно, – рассказывает заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков. – Тянуть было некуда. К тому же летом работы можно сделать качественнее и быстрее».

Ремонтники, в свою очередь, полностью зависят от «РЖД». Работы на путепроводе могут вестись лишь в определённые «окна», предоставляемые Октябрьской железной дорогой, – пока по полотну под мостом не ходят поезда. Так что быстрее они не смогут работать при всём желании.

Кто довёл мост до критического состояния – это, конечно, интересный вопрос, на который следовало обратить внимание профильным ведомствам. Московские власти указывают, что они давно пытались отремонтировать путепровод, однако не могли начать работы, так как не был урегулирован вопрос, кому он принадлежит – столице или области. Впрочем, поиск виновных станет слабым утешением для тех, кто торчит в пробках и опаздывает на самолёты из-за несогласованной работы различных органов власти.

Вероятность: 15%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Ремонтировать надо аккуратнее

Самым простым выходом из ситуации является проведение работ в то время, когда они никому не мешают. Не дожидаясь предписаний со стороны надзирающих органов, власти Москвы распорядились расширить движение на мосту в ночь с 1 на 2 июля.

Второе, что необходимо сделать, – вовремя сообщать гражданам о времени и месте начала работ. О грядущей транспортной блокаде, как оказалось, не были проинформированы не только автовладельцы, но и многие чиновники. «Необходимо сделать выводы из сложившейся ситуации, – полагает член Комитета Госдумы РФ по транспорту Максим Коробов. – Люди должны быть предупреждены заранее о том, в какие сроки будут проводиться работы и какие ограничения они накладывают на движение».

Впрочем, информирование не всегда является решением проблемы. Даже если водитель знает о возможных затруднениях на трассе, вариантов для объезда не так уж много. Альтернативные трассы, такие, как Дмитровское и Пятницкое шоссе, тоже работают на пределе своей пропускной способности, а если к существующему потоку добавляются машины с Ленинградки, это практически всегда приводит к параличу движения.

Вероятность: 60%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Будет принято решение возвести новый мост

Как признал подрядчик работ, ремонт моста не исправит положения. По словам гендиректора компании «Пелискер» Леонида Лейкина, балки изношены на 70% и подобный аварийный ремонт не решит всех проблем. «Скорее всего нужно строить новый мост, а наши ремонтные работы позволят продержаться существующему путепроводу в рабочем состоянии ещё три-пять лет», – предположил он.

Столичные власти давно признали необходимость замены этого моста. Для увеличения пропускной способности Ленинградского шоссе необходимо его расширение. В 2005 году неподалёку от него была возведена ещё одна эстакада для подъезда к торговым центрам. Попутно расширялась трасса и на других участках. Это позволило лишь частично облегчить движение на Ленинградском шоссе, отсрочив решение основной проблемы.

Никаких конкретных планов по замене существующего железнодорожного моста пока озвучено не было. Но не исключено, что в связи с возникшей шумихой власти основательно подойдут к решению вопроса.

Вероятность: 25%

Михаил Яковлев

05.07.2010 12:19

Просмотров: 2169