Чем закончилось уголовное преследование «решальщиков» Кирилла Черкалина, Дмитрия Фролова и Георгия Шкурко

За черной полосой

Генеральная прокуратура не смогла добиться серьезного наказания для фигурантов так называемого «дела силовиков» - тех самых, у кого несколько лет назад при обысках нашли без малого тонну наличных денег. Экс-руководитель банковского управления «К» Кирилл Черкалин уже на свободе, а его зам Дмитрий Фролов и бывший акционер банка «Кредитимпэкс» Георгий Шкурко, хотя и получили сроки за взяточничество, выиграли апелляционную инстанцию. Которая их и вовсе освободила от какого-либо наказания.

Второй Западный окружной военный суд отменил приговор полковнику ФСБ Дмитрию Фролову, ранее приговоренному к шести годам колонии за взятки почти на 90 миллионов рублей. Таким образом «дело силовиков» можно считать фактически завершенным. Все его основные фигуранты - помимо Фролова это бывший акционер банка «Кредитимпэкс» Георгий Шкурко и «главный герой» Кирилл Черкалин, экс-руководитель банковского управления «К» - уже наслаждаются свободой. То же актуально и для пошедших «прицепом»: кто отделался легким испугом, кто сумел скрыться за границей, а кто и вовсе ушел в мир иной.

С налетом гламура

Собственно, Кирилл Черкалин как никто другой смог сделать лучшую «рекламу» банковскому управлению отдела «К», когда при обыске у него в многочисленных квартирах, в служебном кабинете и автомобиле нашли практически целый банк - тонну (если быть совсем точным, 911 килограммов) наличности, не считая «мелочи» вроде дорогущих часов и женских сумочек. До Черкалина абсолютный рекорд по хранению «черного нала» принадлежал небезызвестному бывшему врио начальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД полковнику Дмитрию Захарченко. Когда у Захарченко в 2016 году нашли 8,5 миллиардов рублей, всем казалось - это край, больше «намутить» невозможно. Кейс Кирилла Черкалина показал - возможно. Последующие громкие аресты и обыски в силовых и властных структурах также засвечивали миллиардные суммы кеша, но найденные у Черкалина 12 миллиардов рублей из коррупционеров пока не переплюнул никто.

Помимо этого «рекорда» Кириллу Черкалину еще принадлежит статус «самого гламурного чекиста» - с легкой руки замглавы столичной Общественной наблюдательной комиссии Евы Меркачевой, которая навестила подсудимого в «келье» (так он называл свою камеру в СИЗО) и не смогла не очароваться «модным, стильным и очень приятным молодым человеком». Впрочем, помогла ли подобная характеристика Черкалину, однозначно не скажешь. «Молодой человек с налетом гламура» заключил досудебное соглашение и тем самым скостил себе срок минимум на треть. Приговор Московского гарнизонного военного суда - семь лет в колонии строгого режима - позволял Черкалину через четыре года отсидки рассчитывать на УДО, чем он успешно и воспользовался летом прошлого года, и теперь отдыхает.

Брал и давал

По версии следствия, с которой согласился суд, чекисту-миллиардеру составляли компанию вышеупомянутые уже бывший замначальника управления «К» службы экономической безопасности Дмитрий Фролов и акционер банка «Кредитимпэкс» Георгий Шкурко. Первый брал взятки, а второй их давал.

В 2019 году Георгий Шкурко во всем признался - написал явку с повинной, рассказав как, где и через кого давал взятки. Услуги «крыши» в виде ФСБ банкирам потребовались в далеком 2007 году, когда ЦБ нашел в «Кредитимпэксе» сомнительные операции с контрагентами, что грозило отзывом лицензии. Дмитрий Фролов, тогда еще замначальника 2-го отдела управления, согласился предоставлять такие услуги за 0,1% в валюте от операций с ненадлежащими контрагентами. Но, похоже, все «крышевание» сводилось к ежемесячным обедам в «Кофемании» на Пушечной улице (это в нескольких минутах ходьбы от здания ФСБ на Большой Лубянке, где офицер официально работал), и получению взяток за общее покровительство по 100-150 тысяч евро за обед. Потому что в чем конкретно заключалось «крышевание», и что Фролов делал за эти деньги, так никто и не смог ответить. Тем не менее «Кредитимпэкс» просуществовал еще целых семь лет. ЦБ отозвал у него лицензию лишь в мае 2014 года, обосновав свое решение сомнительными операциями на 13,5 млрд руб., которые банк провел в 2013 году. Другими словами, крошечное по российским меркам кредитное учреждение («Кредитимпэкс» болтался в седьмой сотне по размеру активов) на самом деле ворочало миллиардами. И это лишь верхушка айсберга.

По ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере) прокурор попросила для Георгия Шкурко 11 лет строго режима плюс штраф в двойном размере от доказанной суммы взятки. В итоге Шкурко дали четыре года и восемь месяцев колонии и освободили прямо в зале суда: свое он уже отбыл в СИЗО.

Погоны оставьте

Следствие подсчитало, что «бизнес-партнеры» Георгий Шкурко и Дмитрий Фролов на годы многолетнего сотрудничества по тогдашнему курсу наобедали на сумму «не менее 87,146 млн рублей». Кстати, кроме получения взятки, Дмитрий Фролов еще обвинялся в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Потерпевшими проходили чиновик Игорь Ткач и владелец «Юрпромконсалтинга» (ЮПК) Сергей Гляделкин - компания строила в Москве огромный жилой комплекс на три 22-этажные и две 16-этажные башни. Фролов с Черкалиным смогли убедить Гляделкина продать по номиналу 49% компании «Экосток» в уставном капитале ЮПК. Ну как убедить - между угрозой уголовного преследования и свободой выбор для Гляделкина оказался очевиден. Потянув за ниточку, следствие распутало весь клубок и вышло на интересантов сделки, ими оказались бенефициары АО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» Владимир Столяренко и Александр Бондаренко, которым принадлежали оставшиеся 51% ЮПК. Дмитрий Фролов два с половиной года бился за снятие этого обвинения. Дело не только в том что он мог уехать в колонию на 10 лет, но и в сумме ущерба: его следствие изначально оценило больше чем в полмиллиарда рублей (637 млн руб.). В конце концов Дмитрий Фролов уточнил, что виновным себя не считает, но просит прекратить дело за истечением срока давности. Несмотря на возмущения потерпевшего Гляделкина (он назвал полковника Фролова преступником, который не раскаялся и, зная об истечении срока давности, два с половиной года отрабатывал задание организаторов преступной группировки Столяренко и Бондаренко), суду не оставалось ничего кроме как прекратить уголовное преследование в этой части по нереабилитирующим обстоятельствам.

А вот за взятки на почти 90 млн рублей от акционеров банка «Кредитимпэкс» Фролова признали виновным, приговорили к шести годам колонии и, как и Георгия Шкурко, отпустили из зала суда на все четыре стороны по причине отбытия наказания. Однако апелляционная инстанция отменила и этот приговор. Второй Западный окружной военный суд сослался на истечение срока давности - он истек 16 июня 2023 года. То есть Московский гарнизонный военный суд вообще не имел права выносить какое-либо наказание ни Шкурко, ни Фролову. Между тем гособвинение до последнего требовало приговорить экс-силовика за получение взяток к 14 годам строгого режима, а банкира — к 11 годам за их дачу. Тем не менее уголовное преследование данных господ прекращено. Более того, за Дмитрием Фроловым сохраняется военная пенсия, награды, звание полковника запаса, серебряные погоны, пять часов на 8,5 млн рублей, вилла в Италии стоимостью 2 млн евро, а сам он считается несудимым.

Огласите весь список

Осталось напомнить судьбу менее значимых фигурантов самого крупного в современной России дела о «черном нале». Бывший подчиненный Черкалина полковник Андрей Васильев три года назад вышел по УДО. Советник «Кредитимпэкса» по безопасности Игорь Шахов, который выступал в роли посредника и не имел никакого процессуального статуса, умер в 2012 году. Председатель правления «Кредитимпэкса» Дмитрий Катай, обвиняемый в даче взяток, скрывается где-то за границей и вряд ли планирует возвращаться в Россию. Акционер «Кредитимпэкса» Алексей Куликов избежал уголовной ответственности, так как добровольно сообщил о преступлении - у того, кто дает взятку, имеется такая опция.

Антон Волин

10.10.2024 18:41

Просмотров: 18542