Цены на картошку могут вырасти ещё больше

Лакомый клубень

Росстат сообщил, как за 2024 год изменились цены на товары. Лидером по подорожанию стала картошка, стоимость которой за год выросла почти вдвое. В разряд деликатесов она перейдёт вряд ли, но дешеветь точно не будет, предупреждают эксперты.

За минувший год стоимость килограмма картошки увеличилась на 92%, подсчитали в Росстате. Если в декабре 2023 года она составляла примерно 28 рублей, то в декабре 2024-го – 56,9 рубля. При этом речь идёт о так называемом магазинном картофеле дешёвых сортов, которым обычно торгуют ретейлеры. По-настоящему вкусная картошка вроде «синеглазки», «чугунки» или «ивана-да-марьи», встречающаяся, как правило, на фермерских рынках, обойдётся значительно дороже.

На самом деле ничего страшного нет, и картошка стоит ровно столько, сколько и должна. По крайней мере так считает глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский. Просто раньше, убеждает он, цена на картошку была слишком занижена, вот россияне и разбаловались. Теперь же происходит выравнивание стоимости.

Если смотреть на ситуацию прямолинейно, то глава ФАС оказывается не так уж и не прав. В 2023 году в стране действительно был собран рекордный урожай картофеля в 8,6 млн тонн, что естественным образом привело к перенасыщению рынка и падению закупочных цен. Тогда они опустились настолько, что некоторые фермеры даже выбрасывали собранный урожай, поскольку продавать его по 2,5 рубля за кило не было никакого смысла. В 2024-м в стране собрали 7,2 млн тонн картофеля, вследствие чего цены начали подниматься. Но вот ключевой вопрос: почему они выросли не на 10–15%, а вдвое?

Всё просто, поясняют аналитики рынка. Перед тем как попасть на стол, картошка проходит длинный путь. Сперва её нужно вырастить и собрать, потом перевезти, затем разместить в магазине и продать. Этапов может быть и больше, но это основные. С чем столкнулись в прошлом году фермеры? По информации «Росагролизинга», за 2022–2024 годы сельскохозяйственная техника подорожала на 53,9%–63%. Стоимость топлива выросла на 11,1%. Но что самое главное – резко выросла стоимость рабочей силы. «Сейчас тракторист может прийти ко мне и сказать: «Петрович, я со следующего месяца хочу 150 [тысяч], – рассказывает фермер из южного региона страны. – Раньше бы я его послал с такими хотелками, потому что на его место пусть с трудом, но можно кого-то найти. А сейчас всё, людей нет. Зачем работать в селе, если можно подписать контракт».

О росте издержек говорят и перевозчики. Себестоимость грузоперевозок за последние годы увеличилась на 40%. Из-за повышения ключевой ставки ЦБ лизинговые ставки на покупку техники поднялись до 30%. В результате сегодня размер ежемесячного платежа за средний тягач составляет порядка 370 тыс. рублей. А перевозчики тоже хотят кушать, потому поднимают цены на свои услуги. Наконец, свою долю берут ретейлеры. По сравнению с производителями и перевозчиками они зарабатывают совсем уж бесстыдно – как сообщал зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов, средняя наценка на картофель в российских торговых сетях превышает 100%. Тем не менее у них всё же имеются объективные причины поднимать цены – растёт стоимость коммунальных услуг, повышается стоимость кредитов и т.д.

Таким образом, предпосылок для снижения цен нет, полагает доктор экономических наук Олег Комаров. Во-первых, летом опять вырастут тарифы естественных монополий и увеличившиеся издержки опять окажутся заложены в стоимость продуктов. Во-вторых, сейчас региональные власти, стремясь пополнить бюджеты, повышают кадастровую стоимость недвижимости, что ведёт к росту налоговой нагрузки. Новые затраты также повлияют на цены. «Будет ли снижение цен на ту же картошку в 2025 году даже при хорошем урожае? Нет, не будет. Я ещё много обстоятельств не перечислил, почему цена не снизится, а увеличится», – считает Комаров.

Также свою роль может сыграть другое обстоятельство. В прошлом году вступило в силу ограничение на ввоз в страну иностранных семян. При этом в Картофельном союзе отмечали, что отрасль зависит от импортного посадочного материала «более чем на 90%». Информации о том, насколько за год удалось решить проблему с локализацией производства семян, найти не удалось, но вряд ли она разрешена полностью. Что в итоге может сказаться на будущем урожае и ценах.

Однако, несмотря на красивые рассуждения, остаётся загадкой, почему, если составляющие к росту цены выросли на 15% или даже 50%, розничная стоимость картошки умудрилась вырасти в два раза?! Цена на базовый продукт взмыла двукратно, а возмущения ФАС не слышно. Как и контраргументов к всё возрастающей концентрации ретейла на рынке. Сети во многих районах становятся локальными монополистами, и конкуренция исчезает. Экономисты знают: когда у людей растёт благосостояние, они начинают покупать больше разной еды и товаров. А когда растёт число бедных, им не по карману становится мясо и прочее, и они начинают покупать макароны и картошку.

Андрей Граблин

05.02.2025 13:30

Просмотров: 2476