Большие страны не могут жить без амбициозных проектов
Мегастройки или пенсии?
Проект примечателен прежде всего размахом и национальными амбициями современной Турции. Протяжённость канала составит 43 километра, ширина около 400 метров, а глубина – около 25 метров. Обойдётся строительство, по предварительным оценкам, в 10 млрд долларов.
Когда читаешь про такие проекты в других странах, то становится, конечно, завидно. В России давно истосковались по масштабным стройкам. У нас принято скорее ругать так называемые мегапроекты: мол, лучше бы построили побольше школ, больниц и повысили пенсии. Однако экономика больших стран, стремящихся играть самостоятельную роль в современном мире, увы, не может сводиться только к тому, чтобы выплачивать пенсии или иным способом проедать национальное достояние. В конце концов, большие проекты – это создание задела для экономических рывков в будущем. Например, советская индустриализация 30-х годов во многом базировалась на железнодорожной инфраструктуре, созданной в годы правления императора Александра III.
Кстати, можно вспомнить, как вся страна недавно радовалась тому, что мы достроили Крымский мост. Если не считать ещё проведения Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу, то, пожалуй, за всё постсоветское время у нас не было подобных амбициозных строек. При этом ни у кого нет никаких сомнений, что Крымский мост приведёт к существенному улучшению экономического положения на полуострове. То есть это не просто «символическое сооружение» во славу национальной гордости.
Однако в целом сегодня можно говорить, что российская экономика не блещет подобными масштабными свершениями. До сих пор не закончено строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. Имеющееся и называемое скоростным железнодорожное сообщение между двумя столицами по современным меркам скоростным считаться уже не может при скорости движения около 200 километров в час (а большую часть пути – заметно меньше). К примеру, между Пекином и Шанхаем поезда носятся со скоростью 350 километров в час. Китай вообще активно занимается масштабными проектами как у себя в стране, так и за её пределами. За год в КНР строится более 5 тыс. километров скоростных автомобильных дорог. Несколько лет назад был достроен Циндаоский мост – самый длинный в мире мост через водные пространства. Его длина – почти 42,5 километра (обошёлся он, кстати, намного дешевле Крымского моста). В прошлом году был сдан мост Макао – Чжухай – Гонконг, который связал три города, расположенных в дельте реки Чжуцзян (Жемчужная), создав тем самым единый огромный мегаполис с населением 42 млн человек. Из других впечатляющих китайских инфраструктурных свершений можно упомянуть проект поворота рек по-китайски: 1,3 млрд кубометров воды будет переброшено из реки Янцзы в северные более сухие регионы страны. Стоимость проекта приближается к 100 млрд долларов. Китай также начал осуществлять амбициозный проект транспортного коридора «Новый Шёлковый путь», который свяжет Китай с Европой.
Да и сама Европа ещё не разучилась совершать масштабные стройки, которые меняют инфраструктурный ландшафт континента. К примеру, два года назад был наконец (17 лет строили) сдан в эксплуатацию Готардский тоннель в Швейцарии длиной 57,1 километра. Он на сегодня является самым длинным и глубоким железнодорожным тоннелем в мире. К 2020 году будет завершён крупнейший на континенте строительный проект – Crossrail, который предусматривает самую масштабную модернизацию Лондонского метро за всё время его существования. Пророют сразу 10 новых линий.
Ну и ещё о каналах: недавно проведена модернизация Панамского канала, утроившая его пропускную способность. Кстати, в России некоторые специалисты предлагают прорыть параллельный Панамскому канал – через дружественную нам Никарагуа. В случае осуществления такого плана новый канал не только станет со временем экономически эффективным, но и укрепит геополитические позиции России на американском континенте. Слабо?
Просмотров: 4486