Башкирская содовая компания пустит отходы своего производства на реагенты для российских дорог

Насолить автомобилистам

Башкирская содовая компания заявила о масштабных планах по модернизации производства, которые могут обернуться новыми экологическими проблемами для БСК, национализированной после крупного скандала с разработкой шихана, массовых акций местных жителей и жесткой критики Владимира Путина.

Примечательно, что после возвращения крупнейшего пакета акций содового гиганта под контроль государства ответственность за развитие и риски теперь могут лечь не только на руководство БСК, но и на власти Башкирии, а также главу Республики Радия Хабирова, который, судя по информационной повестке, активно включен в события вокруг БСК.

В конце января генеральный директор БСК Эдуард Давыдов на «Инвестчасе» Республики презентовал приоритетные проекты развития и освоения новых ниш. Были озвучены планы по выпуску хлористого гранулированного кальция из отходов предприятия. Топ-менеджер предложил использовать хлористый кальций в качестве противогололедного реагента, упуская из вида тот момент, что это вещество может быть опасным на дорогах для борьбы с гололедом. Намеренно ли топ-менеджмент БСК ввел в заблуждение главу Республики Башкирии или по незнанию, вопрос. Факт в том, что на дорогах Башкирии уже рассыпают опасный отход, пока под видом «испытаний».

«Мы ежегодно увеличиваем объёмы производства, поэтому перспективы развития такого производства, безусловно, есть. Реализация данного проекта позволит не только обеспечить отечественный рынок востребованной продукцией - гранулированным хлористым кальцием, который используется как противогололедный реагент для посыпки дорог зимой, но и значительно снизить сбросы отходов в реку Белая и шламонакопители», – говорится на сайте компании в сообщении генерального директора БСК Эдуарда Давыдова.

Особое внимание в своем сообщении компания уделяет тому факту, что за счет выпуска реагентов из хлористого кальция, предприятие намерено сократить сбросы отходов в реку Белая и уменьшить отгрузки в шламонакопителях. И при этом, видимо, после национализации предприятия за отходы компании заплатит государство.

Проект в числе прочих получил одобрение властей Башкирии, объем предполагаемых инвестиций огромен, как следует из сообщения на сайте, цифра 7,7 млрд рублей и отмашку рассыпать химию БСК на дороги как можно быстрее.

Судя по заявлению Эдуарда Давыдова и суммам проекта, реагенты повышенной опасности БСК планируется поставлять не только дорожникам Башкирии, но и в другие регионы России. Чем это может обернуться для людей и экологии понятно: авариями на дорогах, гниющими автомобилями, испорченной обувью и убитыми водоемами. В 2001 году в Москве применение хлористого кальция в качестве реагента вызвало всплеск аварийности. В 2006 году профессор Кузнецов из Московского автомобильного дорожного института (МАДИ) опубликовал исследование, где доказал, что в столице в результате использования хлористого кальция аварийность в 2001-2002 годах выросла на 64%. Это объясняется "маслянистостью" хлористого кальция, который на поверхности создает пленку, по которой машина скользит, как по маслу. После этого эксперимента Москва отказалась от хлористого кальция и стала применять другой реагент. А в правилах городов стали появляться прямые запреты на применение этого вещества как реагента.

В прошлом году БСК уже оказалась в центре крупного экологического скандала, наткнувшись на сопротивление жителей, протестовавших против разработки месторождения Куштау. Протест привел к столкновениям с силовиками, а резонанс вышел за пределы Республики, попав в поле зрения Кремля. История закончилась тем, что в декабре прошлого года решением суда акции компании были возвращены от частных владельцев в государственное распоряжение. Таким образом, ответственность за текущее положение дел в компании, а также социального фона вокруг нее, во многом будет лежать на руководстве Башкирии.

Кроме того, вызывает большой вопрос технология получения реагентов из «белых морей», как называют шламохранилища, в которых накапливают отходы производства соды. Стандартный химический состав таких отходов – «химический» коктейль, в котором содержатся сульфаты и едкая известь, которые вызывают серьезный ожог слизистых и ожоги при контакте с кожей.

Весь этот химический коктейль в состоянии устроить настоящую экологическую катастрофу в и так не особо благополучной среде обитания жителей российских мегаполисов. В 2020 году такую катастрофу устроил березниковский Сода-Хлорат, которую удалось остановить только благодаря вмешательству ведущих Экологических организаций России и которая привела к временной остановке предприятий химической столицы страны – Березников, огромным убыткам и вреду природе.

Иван Фёдоров

19.02.2021 20:54

Просмотров: 22952