Банковский союз преобразит европейскую экономику

Союз слабых

Опасаясь нового, люди часто упускают то, что действительно важно. После победы Эммануэля Макрона многие ожидали активизации франко-германского сотрудничества с целью дальнейшей фискальной интеграции в еврозоне. Брекзит дал новый импульс предложениям о многоформатной Европе.

Хотя разговоры о будущем Европы ведутся постоянно, реальные, глубинные изменения происходят относительно незаметно, и отследить их способны лишь эксперты. Европейский банковский союз, созданный в 2012 году для стран Еврозоны, но пользующийся все большим интересом у государств, не входящих в блок, переживает наиболее существенное преобразование, вызванное финансовым кризисом.

Так, когда летом прошлого года была решена ситуация с банкротством в Испании и Италии, это стало иллюстрацией того, как банковский союз трансформировал финансовое управление Европы.

Создание банковского союза было согласовано на саммите в июне 2012 года. Данное решение объединило две идеи. Первая - «поручительство» - требование к кредиторам взять на себя риски в случае убыточности своих инвестиций для защиты налогоплательщиков от ошибок в решениях, принятых руководителями банков. Вторая - необходимость повысить полномочия регулирующих органов на национальном и европейском уровнях.

Эти централизованные полномочия ярко проявились в решении проблем испанского «Banco Popular», и при крахе двух небольших банков в итальянском регионе Венето. В обоих случаях национальные власти были вынуждены согласиться с заключением Европейского центрального банка (ЕЦБ) о том, что кредитные учреждения «обанкротились, или могут обанкротиться». Другой наднациональный орган - Единый механизм разрешения банковских проблем SRM – предписал Испании действовать в соответствии с европейскими правилами. Но банки Венето будут ликвидированы в соответствии с национальным законодательством Италии.

В результате, в случае с Испанией, проблемный банк спасали без дотаций налогоплательщиков. В Италии, однако, правительство потратило миллиарды евро, чтобы смягчить потери, удерживая государственные финансы в заложниках банковского сектора.

Испания предложила заглянуть в будущее банковского регулирования, в то время как Италия придерживалась вредных привычек прошлого. Почему так? Отчасти из-за выдающейся способности Италии лоббировать свои интересы. Но власть сама по себе еще не все; очень важно для чего она используется.

Испания оказалась гораздо более склонной к принятию реформ, которые обусловлены появлением банковского союза. Поскольку кредит на спасение еврозоны был сокращен, страна решительно провела реструктуризацию банковского сектора, в то время как Рим пустил все на самотек. Банковский союз действовал в экстренном порядке, чтобы разорвать порочную взаимосвязь между банками и правительствами, которая способствовала возникновению кризиса суверенного долга. Но эта реформа имеет далеко идущие последствия.

Со временем централизация власти и залоговые требования произведут революцию в экономических и политических структурах Европы. Если бы лидеры еврозоны полностью осознали, под чем они подписались, они, вероятно, потеряли бы сон.

В экономическом плане залог означает фактическое разделение рисков между странами. Применяя обычную практику списания долгов, когда что-то идет не так, внедряется система переводов от кредиторов к должникам. Со временем это потенциально может означать перевод средств из стран с профицитом тем членам блока, которые испытывают затруднения, поскольку чистая прибыль первых обычно вливается в банковскую систему.

Другими словами, банковский союз имитирует фискальное разделение рисков, которое сдерживает и избыточные экономики Северной Европы, и дефицитные экономики перефирии. С банковским союзом нет необходимости в фискальном союзе.

Политические последствия еще значительнее. Это связано с тем, что залог влечет для банка куда больше последствий, чем обычная финансовая помощь. Со временем новые правила приведут к размытию тесных связей между национальными политическими и банковскими элитами, перемежающимися повсюду в Европе, и особенно в еврозоне.

Независимо от того, насколько тесно были связаны банки с государственными структурами, во всех случаях эти отношения имели одинаковый эффект: глубокая путаница между национальными интересами и интересами банковского сектора; скрытые субсидии от налогоплательщиков банкам, защищающие как их менеджеров, так и их инвесторов; и колоссальная неэффективность в распределении капитала, обусловленная скорее политическими и личными приоритетами чем экономической логикой.

На этом феномене – называемом банковско-государственным комплексом – лежит большая часть вины за экономические потери во время бума, и за слабость при восстановлении. Справившись с ним, банковский союз сможет создать гораздо более здоровую политическую экономику в Европе и ее национальных государствах.

Банковско-государственный комплекс наиболее устойчив к реформам именно там, где он причиняет наибольший вред. Италия яркий тому пример. Ее лидеры сколько угодно могут возмущаться идеями банковского союза, но рядовые итальянцы должны приветствовать их.

Алексей Свищёв

10.05.2018 11:15

Просмотров: 4940