АСВ требует 160 миллионов с «Парма Пак» за долг Экопромбанку, а тем временем в самом АСВ вовсе не всё чисто
Привлечь привлекающего
Дошла очередь привлечения к субсидиарной ответственности и до экс-владельцев компании. И всё бы хорошо, АСВ работает, взыскивает долги. Если бы не одна неприятность – в самом Агентстве его топ-менеджеры образовали финансовую дыру в сотни миллионов рублей. Расскажем подробнее о странностях в процессе ликвидации ООО, о внезапно проснувшемся интересе к этому АСВ, и что неладно в самом Агентстве по страхованию вкладов.
159,9 млн рублей – такова сумма иска, выставленного Агентством по страхованию вкладов (АСВ) к четырём экс-владельцам пермской компании по производству гофро-картона «Парма-Пак»: Вадиму Иванову, Надие Пугиной, Татьяне Захаровой и Андрею Черепанову. Эти почти 160 миллионов образовались ещё до ликвидации компании из невыплаченных кредитов обанкротившемуся в 2014 году «Экопромбанку».
ООО «Парма Пак» было зарегистрировано в 2006 году и занималось производством гофрированной бумаги и тары. В разное время его руководителями и владельцами были указанные выше ответчики по делу. 2015 год компания закончила с выручкой в 92 млн рублей при почти 5-миллионном убытке. В декабре того же года по решению ФНС «Парма Пак» была ликвидирована.
Сыграть на авось
Топ-менеджмент «Парма Пак», видимо, ясно осознавал нерадужные перспективы компании, и до её ликвидации заблаговременно создал ООО «Парма Пак Пермь», зарегистрированное по тому же адресу. Гендиректором общества является Надия Пугина, одна из ответчиков по вновь возбуждённому делу. По итогам 2023 года компания отчиталась о доходах более 107,8 млн рублей и чистой прибыли 11,5 миллиона. Казалось бы, та же самая компания, но юридически нет – другая.
С 2010 года «Парма Пак» начала тесно сотрудничать с «Экопромбанком». С того времени компании было выдано четыре кредита на суммы от 4,2 млн рублей до 40 миллионов под 18% годовых. После ликвидации ООО в 2016 году АСВ обратилось в суд с заявлением о взыскании суммы основного долга и процентов по каждому из кредитов – 159,9 млн рублей. В июне 2016 года это попытался сделать Арбитражный суд Пермского края. Но безрезультатно – компании на момент вынесения решения уже не существовало.
Видимо, именно на это и рассчитывали экс-руководители компании, сейчас вновь оказавшиеся ответчиками в суде. Ведь по закону срок исковой давности по привлечению к субсидиарной ответственности – всего 3 года (которые давно истекли). Так что изменилось спустя 8 лет? Об этом чуть позже.
Для начала нужно прояснить некоторые моменты «сотрудничества» ликвидированной в декабре 2015 года компании с «Экопромбанком» (обанкротившимся в 2014 году) и его экс-членом наблюдательного совета Владимиром Нелюбиным.
Из банка за решётку
Экс-совладелец «Экопромбанка» Владимир Нелюбин был осуждён в мае 2019 года Ленинским судом Перми. Он признан виновным в хищении 215 млн рублей средств банка в группе лиц по предварительному сговору и 7 млн рублей у вкладчицы кредитной организации. По другим данным, его долг перед «Экопромбанком» до решения суда оценивался в 591 млн рублей. Суд назначил Владимиру Нелюбину наказание в виде 6 лет и 3 месяцев лишения свободы в колонии общего режима ИК–10 в Ростове-на-Дону. Своей вины Нелюбин не признал.
Из чего образовалась сумма хищений в банке в 215 миллионов? Можно предположить, что это плод сотрудничества с «Парма Пак». В те уже указанные годы господин Нелюбин приобретал долги «Пармы Пак», «Промышленной упаковки» и ещё ряда заёмщиков кредитной организации. Для чего – только ему одному, видимо, известно. Всего экс-банкир получил под контроль задолженность на сумму около 239,5 млн рублей. В 2016 году он попытался через суд признать договоры цессии недействительными. Но тщетно.
«Это было недавно, это было давно»
Вернёмся к тому, почему, несмотря на давно истёкший срок исковой давности, четверо экс-владельцев ООО «Парма Пак» вновь вынуждены держать ответ в суде и рискуют раскошелиться совокупно почти на 160 млн рублей. А дело здесь в процессуальной практике.
Как пояснила старший юрист судебно-арбитражной практики компании «ЮКАМ» София Тарасова, сам факт привлечения лиц к субсидиарной ответственности по требованиям банка, которые не были удовлетворены ещё в 2016 году, ни о чём не говорит. По словам эксперта, срок исковой давности начинает течь с момента, когда истец узнал о нарушении своих прав, в данном случае – когда кредитор узнал, что не может получить задолженность с ООО «Парма Пак». По словам эксперта, по прошествии 8 лет так и не ясно с процедурой ликвидации «упаковочной» компании: нет данных об исполнительном производстве и проводилась ли процедура банкротства.
В нашем случае истцом выступает, напомним, Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Но почему через 8 лет АСВ вновь возвращается к этой теме? И вот здесь довольно интересный момент. В самом АСВ под суд попал его заместитель директора Александр Попелюх по делу о хищении активов на сотни миллионов рублей. Интересное совпадение? Попытка заткнуть образовавшуюся финансовую дыру за счёт «недоработанной» 8 лет назад «Парма Пак»? Но это лишь предположение, ничего не утверждаем.
Аквапарк, силовики, РАО ЕЭС и АСВ
На днях, после допросов в следственном управлении ФСБ, Лефортовский суд столицы отправил под домашний арест учредителя ООО «Белая сфера-констракшн» Аркадия Тарабрина и главу «РАТМ Холдинг» Эдуарда Тарана. Ранее такой же вердикт был объявлен экс-министру экономического развития Новосибирской области Наталии Мухановой, которая после ухода с должности являлась гендиректором местного аквапарка «Аквамир», и Дмитрию Воронину, который участвовал в процедуре банкротства ООО «ВДТ строй», которому принадлежал развлекательный комплекс.
Ещё два фигуранта дела уже в СИЗО в рамках расследования по статье об особо крупном мошенничестве (ч.4 ст. 159 УК РФ). Это замдиректора АСВ Александр Попелюх в компании с предполагаемым организатором преступления Евгением Богорадом, экс-руководителем сибирского филиала ФГУП «ФТ-Центр» – государственной компании при Росимуществе, занимающейся управлением федеральной недвижимостью.
Мы не станем вдаваться в подробности этого уголовного дела. В нашем повествовании нас интересует фигура замдиректора АСВ Александра Попелюха. Но нельзя обойти вниманием и не менее значимого фигуранта – главу «РАТМ Холдинга» Эдуарда Тарана. Ниже вы поймёте, почему и он важен в нашем контексте.
С момента своего создания в 1992 году «РАТМ Холдинг» в рекордные сроки стал одним из крупнейших угольных трейдеров, поставляя энергетические угли в интересах Минобороны РФ, МВД РФ, структур РАО ЕЭС и других энергосистем. Холдинг объединил в свою структуру ряд, втом числе и стратегических, предприятий. Среди них: АО «Экран-оптические системы», ОАО «НПО «Гидромаш»», АО «Катайский насосный завод», ООО «Сибирское стекло», ООО «УК «РАТМ-Девелопмент»».
Так при чём здесь новосибирский аквапарк «Аквамир», олигарх Таран и АСВ? А при том, что управляющая «Аквамиром» компания «ВДТ строй» задолжала 2,2 млрд рублей Межтопэнергобанку (лишен лицензии в 2017 году). Как это часто бывает, огромный долг погасить не удалось. В итоге, минуя подробности, в 2019 году управление аквапарком взяло в свои руки Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Тогда же «Аквамиром» и заинтересовался Эдуард Таран. Он возжелал получить у АСВ аквапарк, приносящий неплохую прибыль. Но, как водится у акул бизнеса, по цене, гораздо ниже рыночной. Естественно, ему отказали. Тогда олигарх вступил в сговор с замдиректора АСВ Александром Попелюхом.
В итоге, как считают в ФСБ, средства от эксплуатации «Аквамира» стали поступать не в конкурсную массу, а участникам аферы. На данный момент речь в деле идёт о хищении порядка 200 млн рублей.
И вот в этом месте возникает сразу несколько вопросов. Сотрудники ФСБ смогли раскрыть факт хищения более 200 миллионов из АСВ, да-да, именно из Агентства, поскольку средства от эксплуатации аквапарка должны были поступать в конкурсную массу.
Если вскрыт один такой большой нарыв, то не осталось ли их ещё на «теле» АСВ, и не последуют ли дальнейшие проверки? Не последуют ли за этим соответствующие кадровые решения в этой госструктуре? Ведь резонно спросить: почему при долге обанкротившейся компании в 2,2 миллиарда деньги уходят не на погашение долгов, а в личный карман?
К расследованиям и уголовным делам по многомиллиардным хищениям и в коммерческих компаниях, и в госструктурах мы уже, можно сказать, привыкли. Пора, видимо, взяться и за тех, кто должен по роду деятельности возвращать наворованное, а не заниматься хищениями у себя же.
Просмотров: 6788