Алексей Минеев: наши дети приезжают заграницу на соревнования и просто не оставляют соперникам шансов

Верность духу

Двукратный чемпион мира по тхэквондо и детский тренер школы «Топ-Тен» Алексей Минеев рассказал, почему российские мальчишки на соревнованиях на голову сильнее своих сверстников из других стран, доступно объяснил, как разбогатеть на детском спорте, и почему он сам этого не сделал, уже десять лет тренируя детей миллионеров на Рублевке. Для удобства мы сгруппировали его ответы в ходе нашей долгой беседы по нескольким основным темам.

Разговор с одним из самых лучших детских тренеров по тхэквондо в России, двухкратным чемпионом мира, многократным чемпионом Европы и России, обладателем черного пояса по тхэквондо, директором клуба «Топ-Тен» Алексеем Минеевым вышел за рамки обычного в таких случаях рассказа об успехах воспитанников школы. С 2014 года ребята из его клуба пять раз выигрывали чемпионат Европы, четыре раза становились чемпионами мира среди юниоров, много раз побеждали на турнирах в России.

«Топ-Тен» — особенная школа единоборств, хотя бы потому, что расположена в элитном поселке Жуковка, эпицентре знаменитой «Рублевки», арендуя около 300 квадратов в цокольном помещении у школы «Президент», одной из самых престижных частных школ в России. Конкуренция здесь высока, местные жители уделяют большое внимание здоровому образу жизни. Буквально напротив — огромное помещение академии бокса, теннисная школа, реклама занятий мотокроссом — последний писк рублевской спортивной моды.

Но «Топ-Тен» не про моду, скорее, про верность спортивным принципам и духу боевых искусств. Такая принципиальность имеет свои плюсы и минусы. Серьезные занятия тхэквондо и джиу-джитсу с детьми не могут быть прибыльным бизнесом даже в этом заповеднике богатства и респектабельности, Алексей Минеев в этом лично убедился.

Об истории создания клуба «Топ-Тен»

— Меня пригласил десять лет назад учредитель школы «Президент» Павел Свирский. Идея была, чтобы дети из закрытой элитной школы в Жуковке были ничем не хуже на соревнованиях по боевым единоборствам, чем, например, ребята из Ногинска. Пробовали разные варианты: бокс, дзюдо, карате, но в итоге осталось только тхэквондо и бразильское джиу-джитсу. Занимаются у нас в одной и другой группе по 30 человек стабильно от 7 до 14 лет. Но это предел вместимости, так как мы тренируемся каждый день по полтора часа.

«Мы прямо им говорим – вы нам не нужны»

— Наша формула успеха проста — тренироваться дети должны ежедневно, только так можно достигать результата. Бывает, приходят статусные родители и говорят: у вас все так классно, хотим заниматься, но ребенок может ходить всего один-два раза в неделю. Говорим, извините, но тогда вы нам не нужны. В ответ – удивление и непонимание. Бывают даже конфликты на этой почве, люди здесь амбициозные, не привыкли, что им отказывают.

Вообще мы принимаем всех детей: высоких, маленьких, худых, толстеньких, для нашего спорта все подходят. Единственно нам не нужны те, кто воспринимает занятия как развлечение. Принципы школы «Топ-Тен» — сделать из любого маленького человека достойного спортсмена, который будет выигрывать на самых престижных соревнованиях. С 2016 года несколько наших детей стабильно входят в сборную России.

«Наши дети просто не оставляют соперникам шансов»

— Секретных методик подготовки у нас нет, медитацию не практикуем. Но мы очень много разговариваем с детьми: подробно разбираем выступления, исправляем ошибки, объясняем, что надо делать, чтобы побеждать любого соперника. Не сразу, но получается достучаться до каждого. Как отец я понимаю, нехорошо, когда на детях пашут, но, если мы ставим целью достижение высокого результата — это единственный путь.

Я езжу на международные соревнования регулярно и могу сказать, в возрасте 11-13 лет во всем мире вообще нет детей, которые к российским тхэквондистам приближались по уровню физического развития. Они настолько нежные и аккуратные, что наши приезжают и не оставляют шансов соперникам, 13-летние мальчики плачут, потому что пацаны из России бьют их просто.

«Я бы поспорил, что тхэквондо теряет популярность в нашей стране»

— Я бы поспорил насчет снижения популярности. Мода на виды спорта постоянно меняется, но тхэквондо в России продолжает заниматься много людей. На примере турнира «Президент» — если мы сейчас анонсируем, что через месяц его проводим, то соберем 1000 участников. Не думаю, что ММА или кикбоксинг соберет больше. За первое место у нас предусмотрено финансовое вознаграждение во всех категориях, такого нет, наверное, ни в одном виде детского спорта.

У нас неолимпийская версия ITF, северокорейский вариант, максимально контактный, приближенный к кикбоксингу. По детям «Топ-Тен» — один из ведущих в стране, наши юниоры неоднократно выигрывали Мир, Европу. Если смотреть в общем формате, в каких-то клубах в России по 300 человек занимается, у нас в 10 раз меньше. На соревнования приезжаем, у нас 15-20 ребят, у кого-то 70-80. Соответственно, медалей мы выигрываем количественно меньше.

Могу сказать, что мы уже 9 лет проводим самое яркое событие в нашем виде спорта, Всероссийский турнир по тхэквондо ИТФ на призы школы «Президент» — это наша визитная карточка. В 2019 году в гостях был губернатор Московской области Андрей Воробьев, в этом году — президент международной федерации тхэквондо ИТФ Ри Йонг Сон.

Бесплатных спортивных школ по тхэквондо в стране нет, есть условно бесплатные

— Достаточно в России спортивных школ, где нельзя брать оплату за обучение, а у тренеров есть гарантированная зарплата. Но эти зарплаты невысокие и там постоянно придумывают, как можно на чем-то заработать еще. Способов много: мастер-классы, сводные тренировки, аттестация на пояс. У нас коммерческий клуб, есть членский взнос, и мы не пытаемся денег собрать другими способами. Стоит месячный абонемент «Топ-Тен» совсем не заоблачных денег. Я могу такую вещь сказать, мы тренируем детей с утра до вечера, у нас 7 лет цена не меняется, но бывает так, что администратор звонит родителям и просит оплатить занятия. Есть задержки по несколько месяцев.

Спортшкола, родители, спонсоры

— Как и подавляющее большинство детских спортшкол в нашей стране, мы живем и развиваемся благодаря родителям и спонсорам. У клуба есть Попечительский совет, это неформальная структура, основную роль в нем играет Петр Вячеславович Ямов (председатель совета директоров порта «Восточный»), один наших из главных спонсоров уже четыре последних года. Хотя его сын уже закончил заниматься, Петр Вячеславович часто звонит, спрашивает, чем надо помочь, стабильно участвует в жизни клуба. Конкретно для детского спорта он денег не жалеет, очень занятой человек, но заходит сам к нам в зал позаниматься. В последние два года кроме господина Ямова хорошо поучаствовал замруководителя госкорпорации Роснано Владимир Аветисян, он нам сильно помогает в технической организации турнира: свет, звук, оборудование, организовал концерт. В прошлом году демонстрационные бои профессиональных спортсменов в рамках турнира оплатила мама одного из наших воспитанников Лела Есиава, у нее в Москве свой бизнес в индустрии красоты.

Как можно заработать на детском спорте в России и можно ли вообще?

— Есть заблуждение, что открой любой бизнес на Рублевке, озолотишься, там народ денег не считает. Но реальная жизнь не похожа на телесериалы. Все местные дети, приходя в школу в 6-7 лет, уже занимаются каким-то спортом: футболом, хоккеем, теннисом, боксом, горными лыжами и другими. Могу откровенно сказать, работа с детьми в России высокой прибыли не приносит. У нас договорные отношения со школой «Президент», аренда сами понимаете здесь какая, мы оплачиваем ее даже несмотря на пандемию. Заработать на детских боевых единоборствах можно по одному принципу – устроить поток, если сюда будут ходить люди сотнями в формате фитнес-центра, если мы сделаем из спортшколы коммерческую тему «понедельник-среда-пятница», не связанную с соревнованиями и высокими результатами.

«А мы переезжаем в Англию»

— Наши воспитанники занимаются до 15-16 лет. Потом происходит смена поколений, некоторых ребят отправляют за границу, или здесь так загружают учебой, что сил на тренировки просто не остается. Объясню на простом примере: разговариваю с родителями, говорю им о планах на следующий год, а в ответ — извините, мы через два месяца переезжаем в Англию.

Ответ на вопрос о мотивации после перехода из юниоров во взрослый спорт простой — должна быть личная инициатива, либо ты этого хочешь, либо нет. Не секрет, что спортсмены в нашем виде спорта — небогатые люди, а здесь родители ориентируют своих детей в первую очередь на то, что позволит стать успешным в финансовом плане человеком. Никто не хочет ломаться, профессиональный спорт — это всегда травмы.

«Топ-тен» не рассматривается местными жителями как организация, которая даст старт ребенку во взрослую жизнь, а спорт станет его основным занятием. Это классное место, у нас атмосфера серьезной спортивной школы, коллектив, общение, хорошие ребята работают. Но это временное явление, этап, который дети проходят, выигрывая серьезные соревнования на юниорском уровне. Будут ли профессионально заниматься боевыми единоборствами дети миллионеров? Это крайне маловероятно.

Алексей Петров

15.12.2020 13:13

Просмотров: 14325